Предыдущая Следующая
Будничные и даже предельные ситуации еще ничего не
говорят
Будничные и даже предельные ситуации еще ничего не
говорят о редкостном или необыкновенном. Это всего лишь вулканический остров
бедных рыбаков... Мы сталкиваемся со всем этим — даже со смертью или
несчастными случаями - в нашей обыденной жизни, например в отпуске. Мы видим
могущественную организацию страданий и угнетения и в большей или меньшей
степени подвергаемся ее давлению. И как раз у нас хватает сенсомоторных схем
для того, чтобы такие вещи узнавать, поддерживать или одобрять и соответственно
вести себя, учитывая наше положение, наши способности и вкусы. У нас есть схемы
для того, чтобы отворачиваться при виде чего-либо слишком неприятного; чтобы
внушать нам смирение при виде «слишком» ужасного; чтобы усваивать нечто, если
оно «слишком» прекрасно. Заметим на этот счет, что даже метафоры являются
окольными сенсомоторными путями и побуждают нас нечто сказать, когда мы уже не
знаем, что делать: это конкретные схемы аффективного типа. А ведь все это -
клише. Клише — это сенсомоторный образ вещи. Как писал Бергсон, мы воспринимаем
образ или вещь не целиком; мы всегда воспринимаем меньше вещей; мы воспринимаем
лишь то, что заинтересованы воспринимать, или, скорее, то, что нам воспринимать
выгодно в силу наших экономических интересов, идеологических верований и
психологических потребностей. Стало быть, обыкновенно мы только и воспринимаем
что клише. Но если наши сенсомоторные схемы заклиниваются или ломаются, то
может возникнуть образ иного типа: чистый оптико-звуковой образ, целостный и
неметафорический, благодаря которому вещь предстает сама по себе, в своем
буквальном смысле, с избытком омерзительности или красоты, со своими
радикальными и не подлежащими оправданию свойствами, ибо теперь ее невозможно
«оправдать» ни добром, ни злом... Высится громада завода, про которую уже
нельзя сказать: «надо полагать, люди работают...» Казалось, я видела
осужденных: завод — это тюрьма, и школа — тоже тюрьма, причем буквально, а не
метафорически. И не следует подставлять образ тюрьмы под образ школы: это
означало бы всего лишь наметить сходство, смутные отношения между двумя ясными
образами. Следует, напротив, обнаружить отчетливые элементы и отношения,
ускользающие от нас в глубине смутного образа: показать, в чем и как школа
является тюрьмой; показать большие общества, проституцию, банкиров, убийц,
фотографов, мошенников, — и все это буквально и без метафор. Таков метод
годаровского фильма «Как дела?»: не довольствоваться поисками, ответа на
вопрос, «хорошо» или «плохо» идут дела в промежутке между двумя фотографиями, а
спрашивать «как дела?» для каждой и обеих. На этой проблеме и закончилось наше
предыдущее исследование: как вытащить из клише настоящий образ? Предыдущая Следующая
|