Предыдущая Следующая
Как в Японии, так и в Европе марксистская критика
Как в Японии, так и в Европе марксистская критика
выступала с обличениями этих фильмов и их «отрицательных» персонажей, слишком
пассивных, то буржуазных, то невротических или маргинальных, и к тому же замещающих
действие, способное изменить ситуацию, «смутным» видением. И действительно,
персонажи кинобаллад кажутся неприкаянными, их мало интересует даже то, что с
ними происходит, как у Росселлини, когда иностранка обнаруживает некий остров,
а обывательница — завод; или у Годара, выведшего на сцену поколение Безумного
Пьеро. Но ведь как раз слабость моторных «цепей» и слабые связи способны к
обнаружению мощных сил дезинтеграции. Таковы полные странной встревоженности
персонажи Росселлини, странно плывущие по течению герои Годара и Риветта. На
Западе, как и в Японии, они схвачены в процессе мутации, а сами они — мутанты.
По поводу «Двух или трех вещей...» Годар говорил, что описывать означает
наблюдать мутации. Мутация послевоенной Европы, мутация американизированной
Японии, мутация Франции в 1968 году: это не тот кинематограф, что
отворачивается от политики; он становится насквозь политичным, но необычным
способом. У одной из двух прогуливающихся героинь «Северного моста» Риветта
есть все черты неожиданной мутации: вначале она обладает способностью
обнаруживать Максов, членов организации, ставящей целью порабощение всего мира;
затем, путем метаморфозы, она завертывается в кокон, а впоследствии ее
принимают в эту организацию. То же касается и двусмысленности «Маленького
солдата». Новый тип персонажей возник в новом кино. Именно потому, что
происходящее с ними им не принадлежит, касается их лишь наполовину, они могут
извлекать из события нередуцируемую часть происходящего: эта часть
неисчерпаемых возможностей и образует невыносимое, нестерпимое, судьбу
визионера. Здесь требуется новый тип актеров: не только непрофессиональные
актеры, с которыми завязал отношения ранний неореализм, но и такие, которых
можно было бы назвать профессиональными неактерами или, точнее говоря,
«актерами-медиумами», способными не столько действовать, сколько видеть и
направлять видение, и, помимо этого, то оставаться немыми, то поддерживать
какой угодно нескончаемый разговор, но только не вести диалог (во Франции
таковы, например, Бюлль Ожье и Жан-Пьер Лео). Предыдущая Следующая
|