Предыдущая Следующая
Именно в этом смысле критический объективизм Антониони
можно противопоставить соучаствующему субъективизму Феллини. В таком случае
можно было бы говорить о двух видах опсигнумов — протоколах (constats) и
«инстатах», причем первые дают глубокое видение на расстоянии, тяготеющее к
абстракции, а вторые — видение близкое и плоское, а также индуцирующее
сопричастность. Эта оппозиция в некоторых отношениях совпадает с альтернативой,
определение которой дал Воррингер: абстракция или вчувствование
(Einfühlung). Эстетические воззрения Антониони неотделимы от своеобразной
объективной критики (мы больны Эросом, но это потому, что Эрос и сам объективно
болен: что стало с любовью, если и мужчина, и женщина теперь выходят из нее
столь обессиленными, жалкими и страдающими, и если их действия и реакции
одинаково неудачны в начале и в конце ее, к тому же и общество отличается
порочностью?), тогда как воззрения Феллини неотделимы от некоей «эмпатии», от
субъективной симпатии (он сочувствует даже декадентству, которое хотело бы,
чтобы мы любили лишь в мечтах или в воспоминании; он симпатизирует такой любви;
он соучаствует в декадентстве, чтобы, может быть, кое-что спасти, насколько это
возможно...). Как у Феллини, так и у Антониони эти проблемы являются более
возвышенными и важными, чем общие места, касающиеся одиночества и
некоммуникабельности.
Различия - с одной стороны, между банальным и
экстремальным
Различия - с одной стороны, между банальным и
экстремальным, а с другой — между субъективным и объективным — имеют некий
смысл, хотя он относителен. Они пригодны для отдельно взятого образа или
конкретной последовательности, но не для множества. Они все еще пригодны в
отношении образа-действия, который ставят под сомнение, но уже совершенно не
годятся для нового, рождающегося, образа. Они обозначают полюса, между которыми
происходит непрерывное перетекание. В действительности самые что ни на есть
банальные или будничные ситуации выявляют «бездействующие силы», которые
накапливаются и становятся равными живой силе предельной ситуации (так
происходит в «Умберто Д.» Де Сики, где осматриваю основная сцена кажется
завершенной, существует то, что приходит впоследствии...». Предыдущая Следующая
|