Предыдущая Следующая
Идея об одном и том же бедственном положении
Идея об одном и том же бедственном положении — внутреннем
и внешнем, в мире и в сознании — в наиболее мрачном виде была разработана еще
английскими романтиками, а именно — Блейком и Кольриджем: люди не смирились бы
с невыносимым, если бы те же «основания», что навязываются им извне, не
прокрадывались бы к ним изнутри и не подталкивали бы к этому. По мнению Блейка,
в мире имеется некая организация бедствий, от которых нас, возможно, спасет
американская революция1. Но вышло так, что Америка придала иное направление
этому романтическому вопросу, сформулировав его еще более радикально и технично
и посчитав его решение еще более неотложным: и в итоге там наступило царство
клише, внутренних и внешних. Так как же не поверить в существование
могущественной и слаженной организации, в грандиозный и мощный заговор,
нашедший средства для того, чтобы заставить клише циркулировать, перетекая из
внешнего мира во внутренний, а из внутреннего — во внешний? Криминальному
заговору как организации Власти суждено было в современном мире обрести новые
повадки, проследить и показать которые кинематограф стремился изо всех сил. Это
уже не целое, как в «черном» фильме американского реализма, не организация,
отсылающая к отчетливо выделенной среде и к назначаемым действиям, с помощью
которых, словно языком сигналов, преступники общаются (хотя фильмы такого типа
по-прежнему снимаются и пользуются большим успехом, например, «Крестный отец»).
Нет больше магического центра, откуда исходили бы, распространяясь повсюду,
гипнотические действия, — как было в двух первых фильмах Ланга о Мабузе.
Правда, мы видели эволюцию, которую претерпел в этом отношении Ланг: «Завещание
доктора Мабузе» оперирует уже не производством тайных действий, а, скорее,
монополией на их воспроизводство. Тайная власть смешивается с ее последствиями,
со средствами ее осуществления, с ее масс-медиа, радиостанциями, телевизионными
компаниями, микрофонами: теперь она работает посредством «механической
репродукции образов и звуков». Это и есть пятое свойство нового образа, и
именно оно больше всего вдохновляло послевоенное американское кино. У Люмета
заговор представляет собой систему прослушивания, надзора, теле- и
радиопередач, и все это делает банда Андерсона из одноименного фильма; в фильме
«Сеть» город также дублируется разнообразными теле- и радиопередачами и
прослушиваниями, которые эта сеть непрестанно проводит, тогда, как принц
Нью-Йоркский из одноименного фильма записывает весь город на магнитофонную
ленту. Фильм Олтмена «Нэшвилл» в полной мере схватывает эту операцию,
дублирующую город разнообразными клише, которые сам город и производит,
дублируя сами клише — внешние и внутренние, оптические или звуковые, а также
психические. Предыдущая Следующая
|