Предыдущая Следующая
В-четвертых, мы задаемся вопросом о том, что же
поддерживает множество в этом мире, где нет ни тотальности, ни логической связи
явлений. Ответ прост: множество образуется благодаря совокупности клише, и
ничему иному. Ничего, кроме клише, повсюду клише... Эта проблема была
поставлена еще Дос Пассосом и новыми приемами, которые он ввел в роман до того,
как об этом зародилась мысль в кинематографе: дисперсивная и лакунарная
реальность, мельтешение слабо взаимодействующих персонажей; их возможность
становиться то главными, то опять второстепенными героями; события,
«накладывающиеся» на персонажей и не принадлежащие ни тем, кто их претерпевает,
ни тем, кто их вызывает. И получается, что цементируют все это расхожие клише
определенной эпохи или текущего момента, звуковые и зрительные лозунги, — и
называет это все Дос Пассос терминами, заимствованными из кинематографа, -
«киножурналом» и «камерой-глазом» (киножурналы — это сборники новостей, где
перемешаны политические и общественные события, разнообразные факты, интервью и
популярные песни; а киноглаз — это внутренний монолог «какого-угодно-третьего»,
которого невозможно идентифицировать ни с одним из персонажей). Эти анонимные
клише представляют собой плавучие образы, бродящие по внешнему миру, но также
проникающие в каждого и формирующие его внутренний мир, так что каждый обладает
в своей душе лишь психическими клише, которыми он думает и чувствует, мыслит о
себе и ощущает себя, ибо он сам — клише среди прочих клише в окружающем его
мире1. Клише психические, оптические и звуковые взаимно подпитываются. Для того
чтобы люди смогли вынести друг друга, самих себя и мир, необходимо, чтобы
бедствия заполнили их сознание, и чтобы их внутреннее стало подобным внешнему.
Такое романтическое и пессимистическое мировоззрение мы встречаем у Олтмена и
Люмета. В «Нэшвилле» городские места продублированы образами, на которые они
вдохновляют, фотографиями, звукозаписью, телевидением; и персонажи, в конце
концов объединяются вокруг навязшей в зубах песенки. Эта власть звукового клише
и пошлой песенки утверждается в фильме Олтмена «Идеальная пара»: прогулка (и
баллада) (bal(l)ade) обретает здесь свой второй смысл, становясь
стихотворением, которое поют и под которое танцуют. В фильме Люмета «Прощай,
храбрец», где речь идет о прогулке по городу четверых евреев-интеллектуалов,
собравшихся на похороны друга, один из них бродит меж могил, читая мертвецам
последние новости из газет. В «Таксисте» Скорсезе создает каталог разнообразных
психических клише, мельтешащих в голове у водителя, — но в то же время и клише
оптических и звуковых светящихся неоновых реклам, ряды которых он видит на
улицах: да и сам он после совершенного им убийства станет национальным героем
на один день, перейдя в состояние клише, хотя событие это принадлежать ему не
будет. Наконец, мы уже не можем отличить психическое от физического у героя фильма
«Король комедии», дышащего в той же пустоте среди взаимозаменяемых персонажей. Предыдущая Следующая
|