Предыдущая Следующая
Между тем кризис, потрясший образ-действие
Между тем кризис, потрясший образ-действие, зависел от
множества причин, сказавшихся в полной мере лишь после войны, и некоторые из
них оказались социальными, экономическими, политическими и моральными, а прочие
— более «своими» по отношению к искусству, литературе и особенно кино. Среди
этих причин называли многое: войну и ее последствия, потрясение «американской
мечты» во всех аспектах, новое самосознание меньшинств; увеличение количества
образов и их инфляция как во внешнем мире, так и в головах публики; влияние на
кинематограф новых способов повествования, с которыми экспериментировала
литература; кризис Голливуда и старых жанров... Разумеется, продолжали
создавать фильмы и по схемам САС и АСА: наибольший коммерческий успех всегда им
гарантирован, но душа кинематографа находится уже не здесь. Душа кино все
больше требует мысли даже если мысль начинает разрушать систему действий,
перцепций и переживаний, которыми до сих пор кино подпитывалось. Мы теперь едва
ли станем утверждать, что глобальная ситуация может дать повод к действию,
способному ее видоизменить. К тому же мы не считаем, что некое действие может
заставить ситуацию раскрыться, пусть даже частично. Утрачиваются даже наиболее
«здравые» иллюзии. И прежде всего повсюду оказалось подорванным доверие к цепям
«ситуация — действие», «действие — противодействие», «возбуждение — отклик»,
словом, к сенсомоторным связям, создавшим образ-действие. Реализм, несмотря на
все свое неистовство или, скорее, вопреки всему своему буйству, которое так и
осталось сенсомоторным, не учитывает этого нового положения вещей, при котором
синсигнумы рассеиваются, а индексы затуманиваются. Нам необходимы новые знаки.
И образы нового типа, которые можно попытаться отождествить с послевоенным
американским кино, рождаются за пределами Голливуда. Во-первых, образ отсылает
уже не к глобализующей или синтетической, а к дисперсивной ситуации. Персонажи
многочисленны, редко пересекаются друг с другом и становятся то главными, то
вновь второстепенными. Тем не менее это не серия скетчей и не сборник новелл,
поскольку они воспринимаются в одной и той же рассеивающей их реальности. Это
направление разрабатывает Роберт Олтмен, в особенности в фильмах «Свадьба» и
«Нэшвиля», с многочисленными звуковыми дорожками и анаморфическим экраном,
позволяющим снимать несколько мизансцен одновременно. Город и толпа теряют свой
коллективистский и единодушный характер, как это было у Кинга Видора; в то же
время город перестает быть «городом сверху», городом стоячим, с небоскребами и
резкими наездами камеры вверх; город становится лежачим, горизонтальным или на
уровне человеческого роста, и каждый в нем занимается собственным делом, не
вмешиваясь в дела других. Предыдущая Следующая
|