Предыдущая Следующая
Этот закон малого
различия действует лишь потому
Вдобавок этот закон малого различия действует лишь
потому, что он индуцирует логически весьма отдаленные ситуации. Так, в
«Маленьком большом человеке» ситуация радикально меняется в зависимости от того,
преследуют ли героя индейцы или же белые. И если мгновение представляет собой
дифференциал действия, то в каждое из таких мгновений действие может
«раскачиваться», приводя к совершенно изменившейся или противоположной
ситуации. Здесь невозможно ничего выиграть. Стало быть, слабодушие, сомнения и
страх обретают здесь совершенно иной смысл, нежели в органической
репрезентации: это уже не этапы - пусть даже болезненные, -которыми заполняется
разрыв и с помощью которых герой дорастает до уровня глобальной ситуации,
актуализует собственные возможности и становится способным на великое деяние.
Ведь грандиозных деяний уже не может быть, даже если герой сохранил
необыкновенные «технические» достоинства. В крайнем случае он оказывается среди
«Проигравших», о которых Пекинпа пишет так: «У них больше нет лица, и никаких
иллюзий у них не остается, а значит, их не интересуют приключения, к которым
они стремятся и из которых не извлекают ни малейшего проку, кроме одного лишь
удовлетворения желания пожить еще». Американской мечты они не сохранили, а
сохранили лишь собственную жизнь, но ситуация, возникающая вследствие их
действий, делается критической каждое мгновение, и она может обернуться против
них и погубить единственное, что у них остается. Словом, знаками образа-
действия являются индексы, представляющие собой сразу и индексы нехватки, о
которой свидетельствуют резкие эллипсисы в повествовании, и индексы дистанции
или двусмысленности, о которых сообщают возможности внезапных переворачиваний
ситуаций.
Речь идет не только о нерешительности в выборе между
двумя отдаленными или противопоставленными, но одновременными ситуациями.
Ситуации последовательные, каждая из которых уже сама по себе двусмысленна, в
свою очередь, образуют и друг с другом, и с вызываемыми ими критическими
моментами ломаную линию, чей маршрут невозможно предугадать, хотя он необходим
и строго определен. Это касается как мест, так и событий. Например, у Пекинпа
уже нет среды, Запада, а есть несколько Западов, в том числе Запад с верблюдами
и Запад с китайцами, то есть совокупности местностей, людей и обычаев, которые
«изменяются и вытесняют друг друга» на протяжении одного и того же фильма. Для
Манна, как и для Дейвза, характерен «более короткий путь», не прямой, но
соединяющий действия и части фильма, А и AI, так что каждое из них сохраняет
самостоятельность, выступая в роли гетерогенного критического момента,
«настоящего, заостренного до крайней оконечности самого себя»2. Это напоминает
веревку с узелками, скручивающуюся, если до нее дотронуться, а также при каждом
действии и событии. Таким образом, в противоположность пространству-дыханию
органической формы, здесь образуется совершенно иное пространство,
пространство-скелет, с недостающими промежутками и разнородными элементами,
перескакивающими на место друг друга или сближающимися «со всего маху». Это уже
не окружающее, а векторное пространство, пространство-вектор, наделенное
временными дистанциями. Это уже не охватывающая черта большого контура, а
ломаная черта мировой линии, проходящей сквозь дыры. Вектор и является знаком
такой линии. Он служит генетическим знаком нового типа образа-действия, тогда
как индекс представлял собой знак состава такого образа-действия. Предыдущая Следующая
|