Предыдущая Следующая
Места прежде всего утрачивают органическую жизнь
Места прежде всего утрачивают органическую жизнь,
охватывавшую и пронизывавшую их, а также располагавшую их в некоем множестве:
так, тюрьма из «Рио-Браво» становится чисто функциональной, ей даже не нужно
показывать собственного узника; церковь из «Эльдорадо» свидетельствует лишь о
забвении своих функций; город из «Рио-Лобо» сводится к «диаграмме, на которой
читаются лишь какие-то функции; это безжизненный город, обреченный из-за
тяготеющего над ним прошлого». В то же время фундаментальная группа становится
крайне расплывчатой, и единственной пока еще отчетливой общностью остается
разношерстная встречная группа (алкоголик, старик, молодой человек...): это
функциональная группа, которая уже не основана на органике; она обнаруживает
свои мотивации в возврате долга, в искуплении вины, в преодолении деградации, а
свои силы или средства, скорее, в изобретении хитроумной машины, нежели в
репрезентации некоего сообщества (дерево-катапульта из «Большого неба»,
заключительный фейерверк из «Рио-Браво», а за пределами вестерна — придуманная
учеными машина из «Огненного шара» — вплоть до великого изобретения из «Земли
фараонов»). Итак, у Хоукса чистый функционализм стремится заменить структуру
Охватывающего. Часто обращали внимание на клаустрофилию некоторых фильмов
Хоукса, например, «Земли фараонов», где изобретение позволяет закрывать
погребальный зал изнутри, — но также и «Рио-Браво», который можно назвать
«камерным вестерном». И объясняется это тем, что при стирании Охватывающего уже
не остается свойственного Форду сообщения между органическим Внутренним и
окружающим его Внешним, предоставляющим Внутреннему среду обитания, откуда
приходят поддержка и агрессия. Здесь, напротив, неожиданное, неистовое, а также
события приходят из Внутреннего, тогда как Внешнее скорее служит местом
действий привычных и размеренных: любопытная инверсия Внешнего и Внутреннего.
Каждый, кто хочет, проходит через комнату, где шериф принимает ванну, словно
через городскую площадь («Эльдорадо»). Внешняя среда утрачивает свою
искривленность и принимает форму касательной, исходящей из точки или сегмента,
функционирующих как интериорность: таким образом, Внешнее и Внутреннее
становятся экстериорными друг другу и вступают в чисто линейные отношения,
позволяющие производить функциональную перестановку противопоставленных членов.
Отсюда у Хоукса возникает непрерывно работающий механизм инверсий, который
функционирует со всей отчетливостью и независимо от всякого символического фона
— даже когда инверсии не ограничиваются направленностью на Внешнее и
Внутреннее, но, как в комедиях, касаются бинарных отношений в полном объеме.
Если Внешнее и Внутреннее представляют собой чистые функции, то Внутреннее
может выступать в функции Внешнего; но и женщина может выступать в функции,
характерной для мужчины, соблазняя его, — а мужчина — в функции, свойственной
женщине («Воспитывая Бэби», «Я был военной невестой», а также женские роли в
вестернах Хоукса). Взрослые или старики выполняют функции детей, а ребенок -
диковинную для него функцию зрелого взрослого («Огненный шар», «Джентльмены
предпочитают блондинок»). Аналогичный механизм может вмешиваться в отношения
между любовью и деньгами, между возвышенным языком и арго... Эти инверсии как
функциональные перестановки образуют, как мы увидим, настоящие Фигуры,
обеспечивающие преобразования формы. Предыдущая Следующая
|