Предыдущая Следующая
Наконец, вестерн ставит ту же самую проблему при особом
разнообразии условий. Мы видели, что большая форма, наделенная дыханием,
несомненно, не довольствовалась эпическим, но во всех своих разновидностях еще
и сохраняла охватывающую среду, глобальную ситуацию, вызывающую действие, в
свою очередь, способное модифицировать ситуацию изнутри. Такой большой
органической репрезентации присущи, к примеру, в фильмах Форда, четко
очерченные характеры: она включает одну основную группу, или же несколько таких
групп, и каждая ясно определена, гомогенна, имеет собственные местности,
интерьеры и обычаи (например, пять групп из «Хозяина фургона»); но органическая
репрезентация включает еще и встречную группу, или группу «на случай», более
гетерогенную и разношерстную, но все же функциональную. Наконец, имеется
значительный разрыв между ситуацией и действием, которое необходимо
предпринять, однако разрыв этот существует лишь для того, чтобы его преодолеть:
в действительности, герою предстоит актуализовать собственную потенцию, которая
позволит ему справиться с ситуацией; он должен стать способным к действию, и
постепенно он таким станет, ибо представляет он «положительную» фундаментальную
группу и находит необходимую поддержку во встречной группе (вполне сгодятся на
это врач-алкоголик, великодушная девица легкого поведения и т. д.). И уже
замечательно, что Хоукс вписывается в рамки такой органической репрезентации,
но подвергает ее обработке, в результате которой та претерпевает глубокую
деформацию и как бы искажение. Если такая деформированная органическая
репрезентация выражается в полной мере, как это происходит в начале «Красной
реки», когда пара, показанная на фоне неба, равняется всей Природе, — образ
кажется слишком мощным и потому не может длиться. Когда же образ длится, то
переходит в иной режим: он становится жидким, горизонт соединяется с рекой (и в
«Красной реке», и в «Большом небе»). Можно утверждать, что у Хоукса
органическая репрезентация земли имеет тенденцию к исчерпанности, и от нее
остаются разве что почти абстрактные функции текучести, переходящие на передний
план. Предыдущая Следующая
|