Предыдущая Следующая
Тем не менее, Рэю понадобилась медленная эволюция, чтобы
освоить этот элемент лирической абстракции. Первые свои фильмы он создал по
американскому образцу образов-действий, сходных с манерой Казана: буйство
молодого человека представляет собой реакцию на насилие, ответное насилие —
против среды, общества, отца, нищеты и несправедливости, против одиночества.
Молодой человек неистово желает сделаться взрослым, но как раз его
необузданность только и оставляет ему выбор, что умереть или остаться ребенком,
и чем более буйным, тем более ребячливым (об этом же фильм «Бунтарь без причины»,
хотя там герою как будто удается выиграть пари и «стать мужчиной в один день»,
что, пожалуй, слишком быстро для того, чтобы угомониться). И вот, в течение
второго периода, масса элементов которого в зачаточном виде содержалась в
первом, образы насилия и скорости глубоко видоизменяются. Они перестают быть
реакциями, привязанными к ситуациям, и становятся продиктованными душой
персонажа, естественными, прирожденными для него: можно подумать, что бунтарь
не то чтобы выбирает зло, а именно превращается в сторонника зла и что он
достигает своего рода красоты через непрерывные конвульсии и в таких
конвульсиях. Это уже не ответное, а едва подавляемое насилие, вызывающее
исключительно отрывистые, действенные и бьющие точно в цель поступки, зачастую
жестокие и свидетельствующие о грубости импульсов. В фильме «Девушка с
вечеринки» оно выражается в жизни и смерти друга-гангстера, но также и в
неистовой любви главных героев, в страстных танцах женщины. Что же касается
фильма «Ветер на болотах», то его можно назвать шедевром натурализма, прежде
всего, из-за фигурирующего в нем нового типа насилия: изначальный мир, топи
Эверглейд, их светозарная зелень и большие белые птицы, импульсивный Человек,
который готов «стрелять прямо-таки Богу в лицо», его банда «Каиновых братьев»,
убивающая птиц. И их упоенность соответствует грозе и буре. Но эти образы
предстоит преодолеть: пари заставляет героев выйти из болота — даже с риском
умереть, и они обнаруживают возможность приятия мира, примирения с ним.
Наконец, насилие преодолевается, и обретенное спокойствие образует
окончательную форму выбора, который производится сам собой и непрестанно
возобновляется, в результате чего в последний период творчества объединяются
все элементы лирической абстракции, медленно разрабатывавшиеся в течение
первого реалистического и второго натуралистического периодов. Предыдущая Следующая
|