Предыдущая Следующая
Образ-импульс столь трудно достигается
Образ-импульс столь трудно достигается и даже
определяется и идентифицируется потому, что он как бы втиснут между
образом-переживанием и образом-действием. Весьма показательна здесь эволюция
Николаса Рэя. Его вдохновение по справедливости часто квалифицируется как
«лирическое»: он принадлежит школе лирической абстракции. Его колоризм,
наделяющий цвета максимальной абсорбирующей силой, как в фильмах Миннелли, не
устраняет белого и черного, но трактует их уже как настоящие цвета. И в этой
перспективе тьма не возводится в принцип, но является следствием, вытекающим из
отношений света с цветом и белизной. Даже тень Христа в светлых натурных кадрах
из фильма «Царь царей» вытягивается, разгоняя мрак; а в «Невинных дикарях»
неподвижные планы ловят светозарную белизну, связывающую цивилизацию белого
человека с тьмой (итальянская версия фильма называется «Белая тень»). Насилие
как будто бы преодолевается: в этот последний период творчества Николаса Рэя
его персонажи достигают такого уровня отрешенности, просветленности и
духовной решительности, который
позволяет им делать выбор и непрестанно все тот же выбор воссоздавать, всегда
принимая мир. То, к чему стремились уже двое главных героев фильмов «Джонни
Гитара» и «Беги за возлюбленным» и то, что они уже начали находить, чета героев
«Девушки с вечеринки» наконец-то свершит полностью: воссоздание избранного ими
связующего звена, которое в противном случае погрузилось бы во мрак. Лирическая
абстракция во всех названных смыслах предстает как некая чистая стихия, в
которую Рэй непрестанно желал попасть: даже в первых его фильмах, где большое
значение имеет ночь, ночная жизнь героев представляет собой лишь следствие, а
молодой человек скрывается в тени исключительно потому, что такова его реакция.
Дом в тени (из фильма «На опасной земле»), где находят убежище слепая девушка и
неразумный убийца, выглядит, словно обратная сторона белоснежного пейзажа,
который сделает черным сумрачная толпа линчевателей. Предыдущая Следующая
|