Предыдущая Следующая
— наш
единственный закон. <...> И он же — наш палач. <...> Все мы
приговорены к смерти». Нулевая широта также является основным местом действия в
«Ангеле истребления», вначале воплотившемся в буржуазном салоне, который
таинственно закрылся, а после того как салон открылся заново, водворившемся в
соборе, где оставшиеся в живых участники буржуазного салона собрались вновь. Та
же самая широта фигурирует и в «Скромном обаянии буржуазии», и это место
действия восстанавливается во всей последовательности производных мест, чтобы
воспрепятствовать свершению события, которого ожидают герои. Собственно говоря,
такой же была матрица еще «Золотого века», где прослежены все достижения
человечества: они вновь ушли в изначальный мир, едва успев выйти из него.
В натурализме в кинематографический образ с большой силой
входит время
В натурализме в кинематографический образ с большой силой
входит время. Митри справедливо утверждает, что «Алчность» является первым
фильмом, свидетельствующим о «психологической длительности», как об эволюции
или онтогенезе персонажей. Присутствует время и у Бунюэля, но скорее в виде
филогенеза и периодизации этапов развития человечества (по всей видимости, не
только в «Золотом веке», но и в «Млечном пути», где имеются заимствования из
всех периодов, но порядок последних перевернут). И все же бросается в глаза,
что у натуралистов время поражено каким-то единосущным ему проклятием. По сути
дела, о Штрогейме можно сказать то, что Тибоде писал о Флобере: длительность
для него есть нечто не столько творящееся, сколько разрушающееся и при этом
низвергающееся. Стало быть, она неотделима от энтропии и деградации. И как раз
в этом пункте Штрогейм сводит счеты с экспрессионизмом. Разделяет с
экспрессионизмом он, как мы видели, трактовку света и тьмы, которую он проводит
так же, как Ланг или Мурнау. Но у них время существовало лишь по отношению к
свету и тени, так что деградация персонажа только и могла выразиться, что в
низвержении во тьму, в падении в черную дыру (как в «Последнем человеке»
Мурнау, но также и в «Лулу» Пабста, и даже в «Голубом ангеле» Штернберга, в
этом упражнении по имитации экспрессионизма). А вот у Штрогейма все обстоит как
раз наоборот: он непрестанно упорядочивал свет и тени по стадиям зачаровывавшей
его деградации, он подчинял свет времени, понимаемому как энтропия. Предыдущая Следующая
|