Предыдущая Следующая
Даже феноменологически ориентированные исследователи,
начиная с Беньямина и Кракауэра, явно или неявно опирающиеся на идеи
фотографической природы кино, порой обнаруживают некую «странность»
кинообразов: их нельзя остановить. Вырезанный кадр (фотограмма) обладает иным
(дополнительным) смыслом, несчитываемым в момент просмотра. Правда, то, что это
«смысл», который Барт называл «третьим смыслом», имеет какое-то отношение к
кино, оказывается под большим сомнением, поскольку свой анализ Барт проводит
именно на фотограммах из фильмов Эйзенштейна, режиссера, ориентировавшегося на
«привилегированные» моменты. С другой стороны, случайно вырезанный кадр почти
всегда обладает неким отчуждающим свойством: он не похож на фотографию, ибо
несет в себе нечто фотографически «акультурное», изобразительную неудачу. На
это обращает внимание Ж.-Л. Нанси, когда говорит, что «не существует
практически никаких — практически, потому что их очень мало, — изолированных
образов на кинопленке — таких, которые образуют четкую фотографию...».
Движение, обнаруживаемое кинематографом и обнаруживающее
иной тип образов, ускользает в каждый момент актуализации видимости, поскольку
последняя всегда не случайна, всегда заранее предуготовлена системой образов-
представлений и ожиданий образа в качестве изображения. Видимость утверждает
присутствие восприятия как собственного, находящегося в наличии, принадлежащего
сознанию, контролируемого инстанцией «я». Делёзианская теория образа
утверждает, что с появлением кинематографа мы получаем возможность иметь дело с
восприятием не как с некоторой «вещью-в-себе», являющейся «темным»
(внутренним), непроясненным основанием любой образности, но как с тем, что
вынесено вовне: сегодня мы воспринимаем не по правилам нашей чувственности и
нашего знания, но по правилам, сформированным кинематографом, по законам
кадрирования, панорамирования, монтажа. То, что Делёз называет
образом-движением, предполагает освоение всех этих правил, «педагогику
перцепции», через которую проходит каждый, кто смотрит кино. И в этом смысле,
являясь кинозрителем, «я» перестает быть воспринимающим субъектом, а становится
«каждым», тем «некто» повседневности, в котором обнаруживает себя общность
знания и удовольствия, бытие-с-другим, или, что в данном случае то же самое, —
становление-другим. Предыдущая Следующая
|