Предыдущая Следующая
Итак, «виртуальная видимость», «бытие-свет» — это то, что
составляет план универсального становления, та материя, которую населяют
образы-движения, или «подвижные срезы длительности» (Бергсон), противоположные
неподвижным фотографическим срезам. Образ-время находится уже за пределами
движения, вне рамок не только «естественного восприятия», но и той
кинематографической перцепции, где действуют силы становления. Образ-движение
еще связывается Делёзом с единством восприятия и реагирования, что влечет за
собой выделение особых образов-перцепций (пространство-в-становлении),
образов-действий (время-в-становлении), а также образов-эмоций, в которых
движение абсорбируется. Возникающая в последнем случае видимая неподвижность,
«замороженное» движение, соединяет в себе восприятие и реакцию так, что оказывается
явлен не просто некий привилегированный момент восприятия, но такой случайный
момент, который и есть событие восприятия, составляющее «смысл»
образа-движения.
«Событие восприятия» не есть нечто воспринятое, но
«нечто», в чем восприятие оказывается за рамками воспринятого, вне
эмпирического и даже феноменального опыта. Событие восприятия есть
невоспринимаемое субъектом. Оно не фиксируется в своей целостности, но дает о
себе знать лишь в серии восприятий.
Природа кино
Природа кино (не сущность, а именно «природа» как процесс
становления) такова, что движение создается последовательностью равноудаленных
друг от друга кадров, то есть случайных моментов, каждый из которых невоспринимаем
в своей особенности, но чья последовательность формирует образ, который уже
можно потребить, соотнести с видимым, уподобить реальности. Кажется, что
«природа» кино и его механика совпадают настолько, что именно благодаря этой
последней порождается то особенное в образе, что было невозможно до этого —
образ-движение. Однако это будет так только в том случае, если мы поймем, что
«случайные моменты» не есть остановленные срезы времени, не есть воспринимаемые
изображения. Кинообраз формируется из невоспринимаемых интервалов, из тех
промежутков, в которых образ не может стать изображением. Именно здесь проходит
граница в понимании природы кино между Делёзом и Бергсоном, для которого
движение в кино есть соединение неподвижных фотографических срезов-изображений,
то есть моментов видимости, привилегированных для восприятия. И уж тем более
вся эта технологическая проблематика не интересует феноменологию и психологию
восприятия, которые начинают с уже воспринятого, с видимого, с подобия
реальности, с иллюзии реальности и т. д. Хотя зазор между случайным моментом,
фиксируемым кинокамерой, и привилегированным моментом, выделяемым человеческим
глазом, издавна интриговал теоретиков кино. Можно вспомнить полемику двадцатых
годов между Вертовым и Эйзенштейном по поводу монтажа, в которой первый был
апологетом «случайности», фиксируемой камерой независимо от человека, а второй
настаивал на монтаже выделенных фрагментов восприятия, обладающих именно
определенным изобразительным воздействием. Эти же проблемы, но в несколько
снятом виде, можно найти у Годара и Штрауба. Предыдущая Следующая
|