Предыдущая Следующая
Кафка предлагал изготовлять смешанные установки, ставить
машины по производству фантомов на устройства для перевозки: в то время все это
было в новинку - и телефон в поезде, и почта на корабле, и кино в самолете.
Разве в этом не выражена и вся история кино: установка камеры на рельсы, на
велосипед, самолет и т. д.? К этому и стремится Вендерс, когда добивается
проникновения обеих серий в свои первые фильмы. Так спасаются образ-переживание
и образ-действие, с грехом пополам и первый благодаря второму... Но разве не
существует еще и третьего пути спасения образа-переживания, который раздвинет
собственные рамки (этот путь намечен в «Американском друге» Вендерса)? Из
аффектов следует делать необычные, многозначные, непрестанно воссоздаваемые
сочетания, так, чтобы лица, вступающие во взаимоотношения, расходились друг с
другом, и этого было бы достаточно для того, чтобы не «расплыться» и не
изгладиться. А кроме того, необходимо, чтобы движение, в свою очередь,
преодолевало состояния вещей, чтобы оно вычерчивало линии бегства, и этого было
бы как раз достаточно для того, чтобы открыть в пространстве измерение иного
порядка, благоприятствующее таким сочетаниям аффектов. Таков образ-
переживание: пределом ему служит обыкновенный аффект страха и стирание лиц в
небытии. Но его субстанция — сложный аффект, сочетающий желание с изумлением;
именно он наделяет жизнью образ-переживание, именно он поворачивает лица в
сторону открытого, к живому .
В неизданной работе Мишеля Куртьяля (Courthial Michel,
«Le visage») анализируется понятие сущности и все вытекающие из него аспекты
лица, прежде всего в Ветхом Завете (стирание и отворачивание, закрытость и
открытость), — но также и в связи с искусством, литературой, живописью и кино.
Образ-переживание: качества, возможности, «какие-угодно-
пространства»
Итак, имеются Лулу, лампа, нож для резки хлеба, Джек
Потрошитель, то есть предположительно реальные люди с индивидуальными
характерами и социальными ролями, определенным способом употребляемые предметы,
реальные связи между этими предметами и людьми — словом, актуальное положение
вещей в целом. Но кроме того, есть блеск света над ножом, лезвие ножа при
свете, страх и безропотность Джека, растроганность Лулу. Это чистые качества или сингулярные
возможности, как бы чисто «возможное». Разумеется, качества-возможности
соотносятся с людьми и предметами, со всем положением вещей, как со своими
основаниями. Но это весьма специфические следствия: вся их совокупность
отсылает лишь к ним самим, они образуют высказывание о положении вещей, тогда
как причины, со своей стороны, отсылают лишь к самим себе, образуя положение
вещей. Как пишет Балаш, сколько ни считайте пропасть причиной головокружения,
выражения конкретного лица с ее помощью не объяснишь. Или же, если угодно,
можно объяснить, но нельзя истолковать: «Пропасть, над которой кто-то
склоняется, возможно, и объясняет его испуганное выражение лица, однако же не
создает его. Ибо выражение лица присутствует даже без всяких оснований и не
становится выражением лица в силу того, что кто-то примысливает к нему некую
ситуацию»1. К тому же ясно, что качества-возможности играют предвосхищающую
роль, так как они подготавливают событие, которому предстоит актуализоваться в
положении вещей и модифицировать его (удар ножом, падение в пропасть). Но сами
по себе или как нечто выраженное они уже являются событиями в своей вечной
части, в том, что Бланшо назвал «частью события, которую его свершение не может
реализовать». Предыдущая Следующая
|