Предыдущая Следующая
Является ли этот путь, куда нас влечет крупный план как
сущность, неизбежным? Нам угрожают фантомы, тем более, что они не приходят к
нам из прошлого. Так, Кафка различал два в равной степени современных
технологических семейства: с одной стороны, средства коммуникации-передвижения,
обеспечивающие нашу интеграцию в пространстве и времени и наши победы над ними
(пароход, автомобиль, поезд, самолет и т. д.); с другой же стороны, средства
коммуникации-выражения, порождающие призраков на нашем пути и отвлекающие нас в
сторону нескоординированных аффектов, аффектов вне координации (письма,
телефон, радио, разнообразные «громкоговорители» и воображаемый
кинематограф...). И это не теория, а каждодневный опыт Кафки: всякий раз, когда
он писал письмо, некий фантом выпивал из него поцелуи до получения, а возможно,
и до отправления этого письма, так что уже требовалось писать новое1. Но что
можно сделать ради того, чтобы две соотносимые серии не приводили к наихудшим
результатам, когда одна из них отдается на волю движению, становящемуся все
более военно-полицейским и заставляющему персонажей-манекенов играть статичные
социальные роли, а черты их характеров — коснеть, — в то время как в другой
серии непрерывно растет пустота, поражая остающиеся в живых лица одним и тем же
страхом? Именно это мы наблюдаем в творчестве Бергмана, даже в политических его
аспектах («Стыд», «Змеиное яйцо», «Страх»), но также и в немецкой школе продолжающей
и возобновляющей проект такого кинематографа страха. В этой перспективе Вендерс
предпринимает попытку трансплантации и примирения двух упомянутых семейств: «я
боюсь самого страха». У него часто встречается активная серия, когда разного
рода поступательные движения превращаются друг в друга и обмениваются между
собой: поезд, автомобиль, метро, самолет, пароход и т. д.; кроме того, они
непрестанно смешиваются и перемежаются с аффективной серией, когда герои ищут и
находят выразительных фантомов, пробуждают их типографией, фотографией и
кинематографом. Инициационное путешествие из фильма «С течением времени»
переходит от машин к призракам старой печатни и передвижной киноустановки.
Этапы путешествия из «Алисы в городах» отмечаются снимками, сделанными
«полароидом», до такой степени, что в том же самом ритме угасают и образы
фильма - и так пока девочка не спрашивает: «Ты уже не фотографируешь?», хотя
фантомы теперь могут принимать и иной облик. Предыдущая Следующая
|