Предыдущая Следующая
Провинциальный по своему происхождению неореализм
унаследовал некоторые элементы примитивизма, такие, как нехватка актеров и
отсутствие самостоятель-
Алессандро Блазетти
Или
итальянцы, или ничего
Всем известно, что в последнее время сообщения о
проектах, предложениях, соглашениях о создании фильмов Италией «совместно» с
той или иной зарубежной страной сыплются со всех сторон.
Наверное, все скажут: прекрасно; это значит, что за
границей нас принимают всерьез; это значит, что в Италию потекут капиталы — к
полной выгоде итальянских киностудий, итальянского вспомогательного персонала,
итальянских технических специалистов и художников кино. Это значит, что мы
заранее гарантируем себе выход на важные иностранные рынки, где познакомим
зрителей с нашими режиссерами и актерами «на буксире» у самых известных
иностранных мастеров. Это значит, что мы научимся множеству прекрасных вещей, в
которых сильно поотстали, потому что с нами будут сотрудничать и учить нас
многоопытнейшие специалисты и потому что вместе с ними придут сложнейшая
съемочная аппаратура и современнейшая проекционная техника. Это значит, что наконец-то
итальянская кинопромышленность, до вчерашнего дня пребывавшая во власти
неуверенности, неустойчивости, дилетантизма, путаницы и беспорядка, уже не
говоря о худшем, пойдет по пути преемственности, солидности, методичной работы
и серьезной ее организации.
Прекрасно, прекрасно. Действительно, на бумаге ничто
не вызывает возражений против доводов, четких бухгалтерских выкладок, цифр,
финансовых расчетов. И все же...
Задумаемся: если бы «Рим — открытый город» снимал
самый знаменитый американский оператор, Бэтт Дэвис1 играла вместо Анны
Маньяни2, а Чарлз Лоутон3 — вместо Фабрици4, имел бы этот фильм такой огромный
успех, явился бы «новостью» в Локарно, Канне, Париже, Нью-Йорке? Единственный и
очевидный ответ — нет.
... И имел бы этот фильм большой успех, если бы в нем
все, включая сценарий, осталось таким, как есть, но поставил бы его Кинг Видор,
а не Росселлини? Также и здесь ответ один, и самый очевидный: ни в коем случае,
этого нельзя даже допустить. «Рим — открытый город» — подлинная слава
итальянского кино, подлинный поворот в мировом кино — имел тот успех, который
он имел; и это единодушие зарубежных восторженных откликов разнесло в пух и
прах близорукий педантизм оговорок некоторых итальянских критиков — именно и
единственно потому, что его поставил итальянец, сценарий написали итальянцы,
роли исполняли итальянцы, снимали итальянцы, участвовали итальянские статисты и
снят он был в Италии. Именно этот его полностью итальянский «характер», со
всеми достоинствами и недостатками, даже ошибками (но итальянскими), отличает
фильм по его духу и форме от всей остальной мировой кинопродукции. Предыдущая Следующая
|