Предыдущая Следующая
И все же, если рассматривать неореализм в достаточно
широкой исторической перспективе, то уже сегодня у него есть свое определенное
лицо даже в отношении стиля. Действительно, он знаменует (по крайней мере в
своих наиболее значительных достижениях, таких, как «Пайза» и «Похитители
велосипедов») возвращение к аналитическому монтажу русской школы немого периода
и немецкого Kammerspiel в противовес сегодняшнему
стремлению (проступающему в поисках Уайлера и Уэллса41) искать приемы
кинематографической выразительности только в пластике. В использовании звука
неореализм также явно ориентируется на уроки манифеста об асинхронности звука и
изображения, отвергая склонность к доминированию слова, идущую от литературы и
театра и получившую недавно эстетическое обоснование в теории так называемого
«третьего пути».
Изумительным достижением в этом смысле являются
«Похитители велосипедов». Следовательно, в ходе развития мирового кино
итальянское неореалистическое направление означает конкретный призыв к самому
чистому и подлинному, самому классическому источнику кинематографической
выразительности.
Роль
традиции
Конечно, мы не думаем, что неореализм есть нечто
отличное от реализма (как говорил один шутник, «неореализм — это реализм с
«изъяном») *. В конечном счете «неореализм» просто удобный термин, как,
впрочем, и все другие названия. Но, как бы мы его ни называли, главное в том,
что ему соответствует нечто реальное. От «Людей на дне» до «Похитителей
велосипедов» в истории итальянского кино развивается своеобразное направление,
составляющее его особую главу. Разрозненные реалистические устремления
итальянского кинематографа обретают в неореализме свое лицо, становятся стилем,
создают нечто новое и, главное, находят соответствующее кинематографическое
выражение. «Дон Боско», например, несомненно, тоже был реалистическим фильмом,
но в нем тяготение к реализму определялось и подкреплялось, в сущности,
живописными поисками (с явными заимствованиями у Сегантини42), составляющими
общую особенность для всего итальянского кино той эпохи и, в сущности,
являвшимися изменой кинематографическому вдохновению. Только с так называемым
неореализмом итальянское кино, если рассматривать его в целом, встает, даже в
лице второстепенных представителей, на путь свободных, непредвзятых,
самостоятельных по своим выразительным средствам поисков. Предыдущая Следующая
|