Предыдущая Следующая
Реалистический опыт европейского кино продолжило
американское кино: это была Америка Шервуда Андерсона и Фолкнера, которые
воскресили и развили великие традиции реалистического повествования и сумели
создать модель рассказа, которая, не прошло и нескольких лет, завоевала также и
приверженную к классике и искушенную Европу. Реализм в американском кино принял
тревожную, мрачную и жестокую окраску, словно предрекая неспокойному,
потрясенному кризисом обществу, еще продолжавшему развиваться, новые испытания.
Это были трагические годы мирового кризиса, — наряду с насилиями пьяных негров
в «Святилище»", с экранов начал доноситься глухой стрекот автоматов
гангстеров и показались молчаливые и печальные очереди безработных. Видор
ускоренным темпом ставил один за другим свои фильмы — «Толпа», «Аллилуйя»,
«Хлеб наш насущный»12. Это были повествования, написанные свободной, уверенной
рукой, где благодаря богатству выдумки удалось до конца использовать мотивы
незатухающей и все еще актуальной социальной полемики, а благодаря полету
фантазии и чистому, удивительно простому стилю удалось придать течению вод,
спасающему несчастных пионеров от засухи и смерти, звучание песни, оратории.
Видор обретал в поэзии веру в жизнь, но рядом с надеждой, которая неизменно,
подобно гимну, звучит в его произведениях, американский реализм создает весьма
мрачные и печальные, всегда насыщенные и впечатляющие страницы в лучших из
бесчисленных фильмов, посвященных проникнутому безнадежностью существованию
гангстеров. Тут создает свой шедевр «Городские улицы» Мамулян13.
Однако если в этой сжатой истории реализма в
киноискусстве каждая страница представлена в тот или иной момент отдельным,
часто изолированным направлением кинопродукции, только Франция, в эти последние годы, нам показывает, что там
существует типичная школа, общая манера подхода к кинематографическому
повествованию и его осуществлению. И в самом деле, нет ничего удивительного,
что в определенный момент именно во Франции кино искало спасение в веризме:
после долгих лет серой и безликой кинопродукции Дювивье, Карне14 и Ренуар,
перечитав Мопассана и Золя, возвратили французскому кино определенную
атмосферу, язык, стиль. Разумеется, далеко не всегда эта веристская поэтика
соответствовала подлинной поэзии: поэтому — кроме прохода Пепе в Алжире в
финале фильма «Пепе ле Моко» и мопассановского воскресного пикника в «Дружной
компании»15 — мы склонны без сожаления пожертвовать Дювивье и его
подражателями. Но также ясно и то, что пустая банальность — приписывать
болезненной жестокости Карне и тем более Ренуара значение некоего симптома
распада и гнилости французского общества накануне самого страшного военного
поражения за всю историю Франции. Предыдущая Следующая
|