Предыдущая Следующая
Штрогейм, Эрих фон (1885—1957) —американский режиссер,
актер, сценарист. Наиболее известен фильм «Алчность» (1924), вошедший в число
лучших произведений реалистического мирового киноискусства. Высшее актерское
достижение — роль в фильме Ренуара «Великая иллюзия» (1937).
4 Гобетти, Пьеро (1901 —1926) —итальянский
публицист-антифашист, погибший от рук фашистских убийц.
Феликс А. Морлион.
Философские основы неореализма в итальянском кино
Впервые
опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1948, № 4).
На русский язык переводится впервые, публикуется с сокращениями.
МОРЛИОН, Феликс А. — монах-доминиканец, возглавивший в
начале 50-х годов деятельность ватиканских и итальянских католических
организаций по идеологическому отпору левым силам в сфере кино. Организатор
движения «кинофорумов» — католических киноклубов, главным образом в учебных
заведениях, в противовес «марксистским» киноклубам, входившим в Итальянскую
федерацию киноклубов, бессменным председателем и руководителем которой был
Чезаре Дзаваттини. Морлион активно печатался на страницах не только
католической печати, но и во многих киножурналах, в том числе «Bianco e Nero». В отличие от грубых нападок рядовых церковников на
неореализм, католические кинокритики во главе с Морлионом действовали более
тонко, ища контакты с неореалистами и пытаясь представить, что католическое
кинодвижение и неореализм имеют «общие» христианские корни и «общие» задачи.
Данная статья Морлиона в этом отношении достаточно характерна. В практическом
плане Морлион, иезуит Арпа и другие «киноведы» из католического университета
«Про Деа» и «кинофорумов» боролись «за души» отдельных идеологически менее
устойчивых режиссеров-неореалистов, в первую очередь Ф. Феллини и Р.
Росселлини.
1 Рид,
Кэрол (1906—1976) — английский режиссер,
на творчество которого оказала влияние документальная школа Дж.
Грирсона. Мастер экранизаций: «Ракитовая аллея» (по
Пристли, 1936), «Звезды смотрят вниз» (по Кронину, 1939). В 1968 г. поставил
фильм-мюзикл «Оливер!» (по
Диккенсу), удостоенный
премии «Оскар» и
спецприза ММКФ. Лин, Дэвид (р. 1908) — английский режиссер. В 1942 поставил военный фильм «... в котором
мы служим» (в
нашем прокате — «Повесть об одном корабле»).
Его фильмы «Мост через реку Квай» (1957) и «Лоуренс Аравийский» (1962) были
удостоены премии «Оскар». Уотт, Гарри (р. 1906) — английский режиссер, участвовал в создании фильма Р.
Флаэрти «Человек из Арана» (1934), автор
сценариев и сорежиссер некоторых документальных фильмов А. Кавальканти. Ставил
фильмы в документальной манере о второй мировой войне. В 50—60-е годы работал в
Африке и Австралии. Предыдущая Следующая
|