Предыдущая Следующая
Слишком долго было бы доказывать, что история в том
виде, как ее метафизически понимает Лидзани, выступает в роли своего рода deus ex machina, с помощью которого разрешается проблема человеческого
одиночества. Я отнюдь не хочу отрицать того, что совместная целенаправленная
социальная и политическая борьба людей является основной нитью человеческой
истории, но элементарное критическое мышление, которому Лидзани мог бы
поучиться у экзистенциалистов, подсказывает, что и сама история — это постоянно
открытая проблема: она не может быть разрешена в одном плане, так же как не
может быть и процессом одного абсолютного духа, каким представлялась она
Гегелю.
Теперь я перехожу к тому, что Лидзани говорит о
Достоевском, поскольку, как мне кажется, философская сторона его статьи слаба
именно потому, что об одной из сложнейших проблем в ней говорится бегло и
поверхностно. Обращение Лидзани к Достоевскому — это подлинная суть всей
статьи, о чем свидетельствует и само ее заглавие. С помощью решительного
обтесывания «Идиота» Достоевского по примеру некоторых советских критиков,
которые ныне и у себя на родине уже не пользуются авторитетом, Лидзани валит в
одну кучу «Франциска, менестреля божьего», и «Европу, 1951». Прежде всего
большая ошибка включать в эту группу фильмов «Европу, 1951». Оставим в стороне
вопрос о том, что этот фильм Росселлини был откровенной неудачей режиссера:
помимо того, он никак не подходит под определение фильмов об ангельском
смирении и «идиотизме» в понимании этого слова Достоевским. «Европа, 1951, »
скорее, неудавшаяся попытка создания идеологического фильма.
Однако из-за недостатка места спешу перейти к
рассмотрению совершенно неверного, по моему мнению, понимания Лидзани
Достоевского (а потому и неверных его последующих рассуждений о «Франциске» и
«Дороге»). Очень возможно, что те же русские критики, которые ныне пересмотрели
свои взгляды на Достоевского, помогут Лидзани понять «Дорогу». Предыдущая Следующая
|