Предыдущая Следующая
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению суждения,
высказанного Лидзани об «Идиоте» Достоевского и экзистенциализме, которое
представляется мне схематичным и упрощенным, я не могу не выразить своего
несогласия с тем кратким экскурсом, который Лидзани совершает, идя по стопам
Лукача, в область истории развития современного искусства и художественного
мышления от романтизма до наших дней. Он делает это с целью объяснить с
исторических позиций ошибку Феллини, ссылаясь на примеры бегства человека от
реальной действительности в прошлом веке, когда усилия реалистов и марксистов,
наоборот, были направлены на борьбу за познание этой действительности. Лидзани
считает, что решительный поворот в познании мира произошел при переходе от
Гегеля к Марксу. Однако, признавая огромную заслугу Маркса в процессе познания
окружающего мира и всю важность его открытий в области материалистической
философии, экономики и истории, я не могу, из любви к истине, пренебречь,
подобно Лидзани, другим, имевшим решающе важное значение этапом в процессе
познания мира — переходом от Гегеля к Кьеркегору. Как известно, на смену
идеалистической философии пришло два больших критических направления — марксизм
и экзистенциализм; живой диалог в наше время происходит только между этими
двумя формами мышления. Это актуальный, еще остающийся открытым вопрос,
который, конечно, нельзя разрешить в одной журнальной статье. Также неправильно
считать единственно прогрессивным исторический подход к познанию
действительности, который недоступен тем, кто бежит от жизни (например, Кафке).
По-моему, в статье Лидзани есть и другой весьма
схематичный и спорный пассаж, от которого просто бросает в дрожь: я имею в виду
то место, где он говорит о так называемом «ангельском смирении» Достоевского и
левых экзистенциалистов. Может быть, только недостаточное знакомство с трудами
левых экзистенциалистов заставляет Лидзани в таком искаженном виде трактовать
проблему человеческого одиночества и коммуникабельности, которую, по его
мнению, может разрешить только история. Совершенно правильно: люди могут
достичь сближения в потоке общечеловеческой истории, «исследуя» те пропасти,
которые их разделяют; однако некоторые марксисты, как, например, Лидзани, не
улавливают реальной проблематики исследования этих «пропастей», которую как раз
и уяснили себе левые экзистенциалисты. Конечно, невозможно в пределах одной
статьи (это должен был понимать и Лидзани) даже затрагивать столь сложную
проблему. Предыдущая Следующая
|