Предыдущая Следующая
Свою озабоченность положением в итальянском кино я
высказывал уже неоднократно. Уже давно я говорю о необходимости развития
неореализма в сторону более богатой и разнообразной тематики, новых героев,
столь же разнообразных, как и окружающая нас действительность; говорю о том,
что жанровые сценки, неглубокая хроникальность уже надоели до тошноты.
Мне думается, что и ты, дорогой Феллини, если бы в
последние годы атмосфера в итальянском кино не была такой тяжелой, придал бы
своему фильму-посланию гораздо более конкретный и реалистический характер.
Ренцо Ренци
Атмосфера
1940 года
Мысли, высказанные Феллини, помогают лучше понять
«Дорогу» и с большей откровенностью участвовать в развернувшейся дискуссии о
неореализме и путях его развития. Обо всем этом нельзя рассуждать априорно, без
обращения к конкретным фактам, иначе наша полемика рискует превратиться в
абстрактные рассуждения.
Но мне все же хочется обратить внимание Феллини,
особенно теперь, когда он приступает к съемкам нового фильма, на положение нашей
кинематографии в целом, на некоторые опасные моменты не только общего,
экономического и цензурного характера, которые мы можем наблюдать изо дня в
день, но и на порожденные определенной атмосферой в области культуры,
заставляющей думать о том, что мы возвращаемся не к столь отдаленным временам.
Поистине начинает казаться, что мы живем в атмосфере
предвоенных лет, когда новорожденное фашистское министерство «народной
культуры» вполне могло бы приветствовать все то, что происходит у нас ныне.
Короче говоря, вновь создается атмосфера 1940 года. Об этом свидетельствует
множество симптомов, проявляющихся в самих фильмах. Вновь ставят
фильмы-колоссы, в которых место рассказов о событиях, подготовивших приход к
власти дуче, занимают рассказы о папах римских, подготавливающих приход
христианских демократов; выпускаются фильмы о войне по образу и подобию
фашистских; выходят пошлые кинокомедии с «белыми телефонами», напоминающие
фильмы типа «Большие магазины»1. Де Сика начинает чрезмерно эксплуатировать
свои актерские способности; Висконти продолжает ставить «проклятые»
произведения; Кастеллани возвращается к эстетскому формализму времен своего
фильма «Выстрел». Бездумная и развлекающаяся Италия — вот истинный источник
новой кинопоэзии. Предыдущая Следующая
|