Предыдущая Следующая
Но именно потому, что нынче не 1945 год и мы уже не стоим
в самом начале развития неореализма, именно потому, что у нас за спиной много
идей, превратившихся в действительность, и много фактов, претворенных теперь в
идеи, — именно поэтому никак нельзя начинать с нуля, как этого хочешь ты,
нельзя начинать со сближения двух столь примитивных душ. Не будем трогать
теорию, поговорим лучше о нашем кино. В прошлые годы мы не раз могли видеть и
ту искру человеческого взаимопонимания, духовной близости, которую ты ныне
ищешь. И эта искра, этот светлый проблеск были тем ярче, чем более конкретный,
земной, пусть иногда даже с некоторым оттенком религиозности, характер носили
духовные встречи, сближение между людьми; это человеческое единение было тем
более впечатляющим, что происходило в живом, понятном, исторически конкретном
мире. Эту искру мы видим в фильме «Рим — открытый город», когда священник и
коммунист узнают друг в друге близких по духу людей: когда Маньяни умирает
потому, что у нее отняли мужа, а он — неотъемлемая часть ее самой; когда дети
свистом дают знать священнику в момент его расстрела, что они рядом, вместе с
ним. Эта искра вспыхивает в «Пайза», когда негр смотрит на трущобы, в которых
ютятся неаполитанцы, или когда американец, не в силах сдержать себя,
выскакивает из укрытия, видя, как немцы топят в реке партизан, привязав им к
шее камни. И тогда, когда в «Похитителях велосипедов» сын видит оскорбленного и
униженного отца, а затем они идут вместе как братья, как двое мужчин среди
враждебной им толпы. Этих примеров вполне достаточно.
Скажу тебе — и это очень большой разговор, — что
некоторые побочные явления кризиса итальянского кино в последнее время
производят на меня гнетущее впечатление. Например, та садистская, детская
радость, с которой в связи с некоторыми довольно поспешными суждениями о фильме
Висконти «Чувство» нынче начинают, особенно в провинции, вершить суд над
неореализмом. Создается впечатление, что под давлением известных требований
«образованных классов» с таким трудом собранные воедино за последние годы силы
неореализма ныне охвачены странной манией самоуничтожения, словно им хочется
снова вернуться к умеренности и они только и ждут первого повода, чтобы вновь
бежать от горькой и жестокой драматичности
современной действительности,
которую они нередко куда больше любят на словах, чем на деле! Предыдущая Следующая
|