Предыдущая Следующая
А дело-то в том, что для Вергано «революция» и
«насилие» являются, вероятно, синонимичными или по крайней мере неразлучными
понятиями. Я же, как известно, всегда — с тех пор и поныне — был против
насилия. Значит, никакой революции, значит, никакого неореализма в моих фильмах
— нельзя быть снисходительными до такой степени, чтобы ставить их в пример
вместе с теми, которые заслуживают упоминания и обсуждения.
И все же «Один день жизни», в создании сценария
которого принял серьезное и глубокое участие Чезаре Дзаваттини, был именно
неореалистическим фильмом, фильмом, который шел и идет одним из путей
неореализма, ибо у неореализма не один, а несколько путей и все они подлинны,
если признать (как считаю я), что неореализм — это «Рим — открытый город» и
«Умберто Д. », «Солнце еще всходит» и «Дорога»4. И все же «Один день жизни» при
всех своих больших ошибках, от которых, впрочем, в той или иной степени не
застрахован ни один фильм, — это фильм революционный. Революционный и
неореалистический — не потому, что в нем говорилось о партизанской революции и
немецкой оккупации, а потому, что в нем об этом говорилось с точки зрения в
известном смысле прямо противоположной общепринятой, почти «официальной».
Поскольку обо всем этом не говорилось с позиции «человека порядка» тех дней.
Этот фильм не превозносил никаких войн, но осуждал все; этот фильм, хотя ни в
малейшей степени не скрывал немецкого угнетения и его жестокости, выделял немца
как человека и в этом качестве освещал его как такую же жертву войны, как
жалкие монахини-затворницы; этот фильм, хотя и не забывал о беззакониях фашизма
и выступал с осуждением его худших элементов, допускал, что в фашисте как
человеке могли быть сначала слепая вера, а затем жажда искупления; этот фильм,
наконец, хотя и рассказывал о сражениях, опасностях, лишениях, героизме и
революционных взглядах партизан, ограничивался изображением их скромного,
повседневного мужества, просто освещал их человечность, не бросая на них
подобострастного луча «исключительной» славы. Этот фильм призывал людей
задуматься над невежественной, варварской, глупой и убийственной жестокостью
насилия того периода, из которого они выходили. Он призывал их навсегда устранить
его причины и следствия, призывал людей запомнить раз и навсегда, что они люди.
И делал это, когда повсюду еще царили ненависть, осуждение, ожесточение,
дискриминация. Он делал это, предвосхищая потребность, которая сегодня, десять
лет спустя, повсюду еще остается насущной. А потому это один из тех фильмов,
которыми я особенно горжусь, фильм противника «человека порядка», фильм
революционный и неореалистический. И вы, Антонелло, упоминая о нем, проявили не
снисходительность, а последовательность, поступили как борец за революцию, в
которой сражаются под знаком ненасилия. Под тем знаком, с которым всем
демократам, к которым я отношу и себя, и светским и духовным, следовало бы
считаться побольше, поскольку он готовит им решающее оружие, предназначенное для
уничтожения не вражеских
тел, но враждебности в
душах. Предыдущая Следующая
|