Предыдущая Следующая
Не думаю, чтобы я заблуждался относительно всего
этого, еще и потому, что у меня это давно превратилось в своеобразный пунктик:
я считаю, что вся путаница критики, даже когда она добросовестна, происходит
оттого, что она слишком привыкла валить
всех в одну кучу и почти никогда не умеет глубоко разобраться
в особенностях личного склада и идеологии разных художников и, даже пытаясь это
сделать, выбирает ошибочную дорогу и неверный путь.
Ты знаешь, что я, например, как художник стремлюсь
создавать фильмы, которые закладывали бы основы или подкрепляли ту традицию,
что можно видеть у Грамши, когда он справедливо призывает к
национально-народному подходу к проблеме содержания и языка, которым это
содержание должно быть выражено. Значит, и судить обо мне нужно, на мой взгляд,
исходя из этого стремления. А не швырять мне всякий раз в лицо обвинения в
«зрелищности», «эротизме», «даннунцианстве», «формализме» и тому подобных
«измах», которые и составляют основу предвзятой критики и общих мест в
суждениях о моей работе, так же как и основу других предвзятых суждений и общих
мест в критических исследованиях, посвященных работе других режиссеров. Я
называю «предвзятыми суждениями» и те, которым удалось создать в нашем кино ряд
«ценностей», какие, как мы еще когда-нибудь поймем, являются псевдоценностями,
и нагородить «мифы», которые не сегодня завтра рухнут с такой же легкостью, с
какой были созданы.
Не кажется ли тебе, дорогой Гуидо, что сегодня вся
критика, я хочу отнести сюда и критику «боевую», живет этими «предвзятостями»;
она раздавлена, запугана, связана ими и еще и не приступала к подготовке
переломного момента, необходимого и обязательного для рождения нового, более
строгого и современного метода критического исследования, стоящего на уровне
нашего времени и новых философских течений, которые появились на идеологическом
рынке у нас в Италии после войны. Предыдущая Следующая
|