Предыдущая Следующая
С другой стороны, когда кино предоставлено самому
себе, оно попадает в лапы самой махровой спекуляции, его принуждают служить
всякого рода обману, оно становится рабом капитала. Необходимо дать кино
экономическую самостоятельность. А это означает свободу замыслов и созидание. И
не только это, потому что мы хорошо знаем, что, например, антимилитаристский
фильм не дошел бы до публики ни одной страны в мире, хотя бы и был шедевром.
Таким образом, перед нами огромные трудности, за
преодоление которых авторы должны бороться не покладая рук, чтобы освободиться
от тисков капитала. И если, с одной стороны, уместно подсказать путь самого
жесткого самоограничения, снижения себестоимости до минимума, который по силам
даже самим авторам (снимать на шестнадцатимиллиметровую пленку), с другой —
будем уповать на такие чудеса технического прогресса, которые приблизят день,
когда пленка будет стоить как лист писчей бумаги, а киноаппарат — как
электробритва. Когда мы сделаем этот решающий шаг к подлинной свободе выражения
в киноискусстве, тогда автор, человек среди людей, рупор коллектива, но в то же
время отдельная личность, решающая творческие задачи, начнет выносить на экран
истинные проблемы жизни человека.
Перевод Н.
Новиковой
Карло Лидзани
Лучшим доказательством того, что мысли и пожелания,
высказанные Дзаваттини в речи при открытии конгресса, осуществимы, является
следующее: предпосылки, из которых они исходят, уже не раз оправдывались в
истории кино, и когда они осуществлялись, то есть когда кино приближалось к
делам человека, тогда возникало искусство.
Наверно, было бы слишком долго и слишком трудно делать
здесь исчерпывающий исторический анализ; это не нужно также и потому, что,
полагаю, такой общий исторический анализ, такие поиски аргументов явятся
отчасти плодами работы нашего конгресса в целом. Все те, кто стремится к
позитивным результатам, вряд ли смогут ограничиться лишь тем, что выразят
пожелания общего характера, а неминуемо почувствуют необходимость подвести
исторический фундамент под нынешнее стремление создавать как можно более
гуманное и реалистическое киноискусство. Предыдущая Следующая
|