Предыдущая Следующая
Если вернуться к теме нашего конгресса, то на вопрос,
представлены ли в сегодняшнем кинематографе проблемы современного человека, я
бы ответил, что они представлены на экране скудно, случайно, счастливыми, но
урывочными совпадениями. Не представлен тоскливый страх перед давлением,
которое оказывают на человека все силы мира, чтобы вовлечь его в свою орбиту,
не представлены в зависимости от той или иной политической тенденции,
преобладающей в разных странах, проблема мира, проблема индивидуального эгоизма
и коллективного подавления, эксплуатации труда, религиозной и политической
нетерпимости, иными словами, не представлен тот драматический «вечный процесс»,
религиозное, и, я бы сказал, мифологическое видение которого дал Кафка, — когда
до судей не добраться, доказательства бесполезны, свидетелей не найти или они
лживы, а обвинение, восходящее к первородному греху, выражается в утверждении,
что человек виновен. Ты человек, — значит, виновен, и точка.
Эта драма, эта трагедия обделенности человека счастьем
в огромном большинстве случаев не представлена на экране потому, что кино
лишено самостоятельности, кино существует только под цензурой, кино слишком
дорого стоит, кино стало явлением индустрии, у которого мало или вообще ничего
нет общего с искусством. Делать бы фильмы, как туфли, мечтают продюсеры, и их
логика совершенно безупречна.
Я не верю ни в какие другие способы решения этой
проблемы, кроме того, который предоставил бы кинематографу свободу творчества,
чтобы он смог стать явлением индивидуальным. Я не сторонник такого решения, как
государственное кино. Любое правительство, даже такое, какого можно только
пожелать, которое максимально отождествляет себя со своим гражданином, будет
испытывать соблазн использовать кино в качестве орудия пропаганды. Авторы могут
оказаться в счастливом положении людей, добровольно пропагандирующих идеи
своего правительства, которое они сами и выражают, но с течением времени этот
путь — с неизбежными для него проверками и путами — только иссушит источники
вдохновения и фантазию авторов и уведет их от искусства. Предыдущая Следующая
|