Предыдущая Следующая
Философия
неореализма
То, что создатели новой школы почувствовали лишь более
или менее бессознательно, может быть выражено одной фразой — простым следствием
основного тезиса подлинного киноискусства: выразительные средства должны
приноситься в жертву тому, что стремишься выразить. Кинематографист открывает
глубокую, динамичную действительность, поистине гуманную, в каком-нибудь
военном эпизоде («Один день жизни», «Рим — открытый город», «Пайза», «Жить в
мире», «Солнце еще всходит»), в каком-нибудь факте совсем другого характера в
послевоенные годы («Шуша», «Германия, год нулевой»), в трех-четырех группах
людей, подобных тысячам других, в поезде, направляющемся в Лурд («Врата неба»),
в банальной истории, приключившейся с вовсе не героичным и даже не коварным
коммивояжером, случайно повстречавшим в поезде девушку («Прогулка в облаках»).
Он увидел и хочет показать другим, какое духовное богатство таится в глубине
самых повседневных событий. Он смело отказывается от игры света и тени в
операторской съемке, стремящейся превратиться в самоцель, как в мексиканской
школе Эмилио Фернандеса и Габриэля Фигероа6. Он не заботится об искусных
ухищрениях, как во многих французских и аргентинских лентах. Он не жаждет
добиться эффектов путем сенсационного монтажа, как Эйзенштейн или Орсон Уэллс.
Он стремится к одной цели: его операторская работа скромна, его монтаж кажется
лишенным оригинальности, просты композиция кадра и пластический материал,
призванные конкретно выразить его внутреннее видение.
Более того: он не только пренебрегает материальной
красотой, но даже оставляет без внимания красоту интеллектуальную и духовную в
том узком смысле слова, что мы говорили выше. Один блестящий французский критик
смог сказать: «Когда читаешь либретто, сценарии многих итальянских фильмов
просто вызывают смех. Если рассматривать сам сюжет, они часто представляют
собой лишь морализующие мелодрамы». Нужно сказать, что Росселлини и некоторые
другие режиссеры, охваченные вдохновением, подсказанным нынешним моментом, быть
может, пошли несколько дальше в своей типично итальянской откровенности: их
проникновение в действительность, составляющую сюжет фильма, свежо и мощно.
Также и это вполне объяснимо: тщательно подготовленный сценарий всего лишь
инструмент, и часто слишком «разработанный» сценарий мешает режиссеру
приступить к созданию своими собственными средствами поведения и обликов,
выражающих душу простых людей, и подлинной среды, играющей важную роль в
фильме. Предыдущая Следующая
|