Предыдущая Следующая
Другой пример — «Генрих V»5, шедевр Лоренса Оливье; шекспировская драма прекрасна:
великолепные реплики короля, его врагов, его солдат, Фальстафа и всей компании,
королев и принцесс скрещиваются во всей красоте классического и поэтического
языка в диалогах, исполненных искрометного остроумия; моменты то возрастающего,
то ослабевающего напряжения чередуются с драматической и комической силой, и
все это делает «Генриха V» литературным
шедевром всех времен.
В фильме заключен экстракт этой прекрасной литературы
и даже нечто большее: литература в нем становится дополнительным элементом к
многим другим, призванным кинематографически выразить центральную тему
произведения Шекспира. Оливье прежде всего стремится погрузить литературную
драму Шекспира в историческую атмосферу народа Шекспира. Знаменитый монолог о
королевской совести, знающей, что последнее решение короля связано с
ответственностью за жизнь и смерть множества людей, приобретает такую силу,
которой не могли бы никогда достигнуть ни литературное произведение, ни
театральный спектакль. Именно в этом секрет кино: материальная красота —
красота пластики человеческих тел, костюмов, декораций; духовная красота —
красота слов и музыки, богатство интеллектуальной и драматургической выдумки, и
все это претворенное в фильм путем выбора наиболее выразительных сцен,
заключенных в наиболее подходящее обрамление, выраженное в ритме,
способствующем самым безошибочным образом тому глубокому отзвуку, который тема
совести неожиданно находит во все времена в сердце человека.
Итак, с полным основанием можно сделать следующий
вывод: кинематографическая красота, прекрасное в кино — это красота новая,
более сложная, состоящая из материалов всех видов искусства, в которой
благодаря определенному построению кадра и определенному жизненно важному ритму
все разнообразные использованные предметы — от неодушевленных предметов до
человека, совершающего поступки в соответствии с выбранным сюжетом, —
становятся средствами художественного выражения определенной действительности,
определенных условий человеческого существования, становятся главной темой,
принципом художественного единства. Предыдущая Следующая
|