Предыдущая Следующая
Хроника, поскольку она и есть жизнь, жизнь в ее, так
сказать, первоначальном состоянии, в условиях нынешнего кризиса искусства
явилась словно бы плодородной почвой, той твердой землей, на которой набрал
дыхание и от которой мог оттолкнуться новый Антей — кино. Особенно наше,
итальянское.
В таком случае разве возможно, что подобный порыв мог
выдохнуться и угаснуть? Нам это кажется сомнительным.
Две причины для надежд
Каковы они? Первая — то, что итальянское кино
народное; вторая — то, что оно национальное. Это не просто два прилагательных,
а, как говорил Грамши почти тридцать лет назад, два элемента, необходимых для
того, чтобы считать жизнеспособной, насущной и конструктивной культуру,
искусство той или иной страны. Исследовать этот вопрос нам кажется отнюдь не
бесполезным; с одной стороны, в связи с теми полемическими сомнениями, о
которых мы упоминали выше, а с другой — в связи с теми попытками теоретически
«систематизировать» итальянский неореализм, которые предпринимаются многими
кинокритиками (и цель нашей статьи — внести свой, хотя бы скромный и
фрагментарный вклад в эти попытки).
Послевоенные годы и хроника (или, если хотите, хроника
послевоенных лет) помогли итальянскому кино выбрать свой путь. В том смысле,
что, выдвигая темы, которые в прошлом невозможно было себе даже представить,
они заставили художников исследовать жизнь людей, областей, селений, плохо
известных географии, неверно описанных историей, в самых общих чертах знакомых
или вовсе незнакомых гуманистической культуре; в то же время они часто делали
это неосознанно, плывя по подхватившему их бурному течению, в котором слились
воедино движения, силы и исследования, создающие современную Италию (и
продолжающие вековые традиции, опыт славных, но — увы! — разрозненных усилий,
героических поражений, пестрого духовного наследия гуманистической,
либеральной, антиклерикальной мысли — можно было бы сказать, от Данте до
Гобетти4, если бы мы хотели делать предварительные обобщения). Благодаря всему
этому итальянское кино приобрело «также» элемент национального. Предыдущая Следующая
|