Предыдущая Следующая
Вероятно, ни один реалистический фильм никогда не мог
бы родиться в полном отрыве от хроники; это относится ко всем оттенкам реализма
— от «патетического» реализма Чаплина до «жесткого» реализма Штрогейма3, от
поэтического (и «популистского») реализма французов до социалистического
реализма советских фильмов. Мы сказали — в отрыве от хроники, то есть в
конечном счете — от жизни; от скромной повседневной жизни бедняков и от тех
сюрпризов, что жизнь безжалостно-неистощимой «фантазией» преподносит тому, кто
имеет глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и ум, чтобы осознавать. В самом
деле, в жизни есть все, только в произвольной, хаотичной, беспорядочной,
непосредственной форме. Дело в том, чтобы уметь выбрать или, другими словами,
подчинить определенному стилю. («Искусство — это отобранная истина», — говорил
старик де Виньи. )
Нет сомнения, что кино — вид искусства, преимущественно
обращенный к чувствам. Оно рассчитывает прежде всего на непосредственное
аудиовизуальное восприятие, стремясь претворить его в эмоции и использовать для
развития сюжета. Кино может только выиграть от проницательного, тщательного
наблюдения за фактами «хроники», за окружающей действительностью. Нет сомнения,
что великие пейзажи кино — и подлинные и построенные в павильонах, — прежде чем
быть «воссозданными», были «увидены», были подсказаны повседневными и прочными
связями с жизнью: как горькая и нищенская Америка, придуманная Чаплином, так и
настоящий Рим и настоящий Берлин Росселлини, как «искусственная» Вена
Штрогейма, так и подлинный клочок земли, политый потом рабов, в «Аллилуйе!» и
так далее. Только по старым, знакомым местам, по будням повседневности, по
серым и по радостным, ясным и пасмурным дням, составляющим жизнь человека,
пробежал новый ветер — ветер
поэзии.
Обращение к хронике, следовательно, несет с собой
непосредственное погружение в жизнь и правду жизни. В кино же, совершенно очевидно,
более чем в каком-нибудь другом виде искусства часто достаточно одного этого
погружения, чтобы достичь подлинной поэзии или же хотя бы обрести поэтическое
вдохновение. Поэтому не следует — да для этого и нет никаких оснований —
затушевывать тот факт, что хроника
в известной мере лежит в основе нынешнего «народного»
возрождения европейского кино. В самом деле, ведь народная жизнь проходит на
улице; жизненная энергия, исходящая от народа, условия его существования, его
протест, его эпос — все это рождается и проявляется на улицах и площадях. Они
являются естественной средой хроники. Предыдущая Следующая
|