Предыдущая Следующая
К дискриминационной политике предоставления
правительственных субсидий (так называемых «премий»), наград на фестивалях,
обходивших неореалистические фильмы, даже те, что впоследствии получили широкое
признание, добавлялись прямые гонения и преследования: запреты вывоза за
границу (например, «Опасно: бандиты!»), судебные процессы против творческих
работников (авторы антифашистского сценария «Гуляй-армия» Гуидо Аристарко и
Ренцо Ренци подверглись суду военного трибунала и тюремному заключению).
Печальную известность снискало «открытое письмо» ведавшего тогда кино
замминистра Джулио Андреотти — рупора правящей Христианско-демократической
партии — режиссеру фильма «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика, в котором
он призывал «не стирать на людях грязное итальянское белье». А когда вышел
«Умберто Д. », этот фильм был официально обвинен в «пессимизме» и режиссеров
призвали ставить оптимистические картины. Один из членов правительственной
комиссии о кино выразился еще более определенно: «Нужно покончить с этими
антинациональными фильмами о бедняках. Нам нужны веселые истории, лишь такие,
чтобы заставить людей смеяться. Нищета — это сюжет, который не нравится
зрителям, и с ним не сделаешь сборов».
Парадоксально, но первые серьезные трудности
неореализм ощутил в момент своего наивысшего расцвета: уже в феврале 1949 года,
после мирового триумфа «Похитителей велосипедов», на римской Пьяцца дель Пополо
состоялся огромный митинг в защиту нового итальянского кино. Как сейчас вижу
наспех сколоченную трибуну и на ней — тех, кто отстаивал прогрессивную
культуру, неореализм: рядом с секретарем Всеобщей Итальянской конфедерации
труда Джузеппе Ди Витторио — Ренато Гуттузо, Карло Леви, Альберто Моравиа,
Чезаре Дзаваттини, Витторио Де Сика, Тото, Эдуардо Де Филиппо... И с трибуны
звучит незабываемый глуховатый и резкий голос Анны Маньяни, протянувшей руки к
двухсоттысячной толпе, запрудившей огромную площадь: «Помогите нам! Помогите!»
Этот призыв был услышан. По всей стране возникли кружки в защиту нового кино —
они объединились в массовое движение киноклубов, во главе которого встал
Дзаваттини... Предыдущая Следующая
|