Предыдущая Следующая
Неореализм потряс основы всего здания итальянской
буржуазной кинематографии, почти на десять лет стал господствующим направлением
в итальянском кино: после неореалистических лент казался невозможным возврат к
пошлости, банальности традиционного кинозрелища. Однако зрительский успех
фильмов неореалистов, особенно на первых порах, был куда более велик за
границей — в Соединенных Штатах, во Франции, в Советском Союзе, во всех уголках
мира, — нежели в самой Италии. С самого начала неореализм натолкнулся на
организованное противодействие трех сил: Голливуда, заполонившего итальянский
экран своей продукцией; продюсеров, проявивших близорукость и боявшихся давать
средства на постановку фильмов неореалистов, хотя они и делали большие сборы за
границей; правительственной и католической цензуры, Ватикана, реакционных
кругов, сразу распознавших в неореализме своего идейного противника. Потрясти
машину буржуазного кино оказалось недостаточно, — ее надо было сломать, уничтожить,
а для этого необходимы были социальные и политические сдвиги гораздо более
коренные, чем те, что произошли в Италии.
В 1944 году в Риме на смену немецкой оккупации
практически пришла оккупация американских «освободителей». При
англо-американском военном правительстве существовал специальный «отдел
психологической войны», который в политических целях, а также проводя интересы
голливудских монополий, энергично и продуманно тормозил развитие нового
итальянского кино. Пользуясь тем, что итальянское законодательство не
предусматривало заградительных мер, защищающих национальное кинопроизводство,
американские кинофирмы наводнили Италию голливудским товаром: только за три
года (1946—1949) было ввезено около полутора тысяч американских фильмов. Хлынул
также поток английских и французских лент. К 1956 году в Италии находилось в
прокате свыше 3200 американских фильмов против 1500— 1600 фильмов
отечественного производства; 58 процентов кассового сбора дали американские
ленты и только 34 — итальянские. Предыдущая Следующая
|