Предыдущая Следующая
Типичный пример в этом отношении можно найти в фильме
«Похитители велосипедов». Мальчик долго идет за отцом по улице; вдруг на него
чуть не наезжает автомобиль, а отец этого даже не замечает.
Этот эпизод придуман; однако он придуман с намерением
выдумать повседневное, совсем незначительное событие (настолько маловажное, что
его участники сами не придают ему значения), однако несущее заряд жизни. Той
жизни, о которой я говорил выше, которую настолько важно утвердить, что за нее
стоит изо всех сил бороться против другой жизни и против других фактов — тех,
которые кино в течение пятидесяти лет вытаскивало на экран, хотя они всегда
были слишком громоздки и лживы.
От этого этапа, который можно назвать этапом
компромисса, выжидания, переходным периодом, следовало бы перейти к следующему,
на котором кинопроизведения уже непосредственно отражали бы объективную
реальность. Именно этого некоторые из
нас и стремятся достигнуть.
В каждом из фильмов, таких, как «Пайза», «Рим —
открытый город», «Шуша», «Похитители велосипедов», «Земля дрожит», содержатся отдельные
сцены абсолютного значения, отражающие концепцию, которая сама по себе вполне
может послужить основой повествования, но в каком-то смысле они все еще
условны, не пронизаны документальным духом. Это все еще «придуманный рассказ».
В некоторых фильмах, например «Умберто Д. », элемент
анализа гораздо заметнее, однако он носит старый, традиционный характер.
Все это еще не неореализм.
Неореализм сегодня напоминает армию, готовую тронуться
в поход. Итак, за бойцами дело не станет. У нас есть Росселлини, Де Сика,
Висконти. Нужно, чтобы эти бойцы ринулись в атаку — тогда битва будет выиграна.
Ибо ничего не поделаешь, приходится признать, что все
мы пока еще на старте — кто немного впереди, кто немного позади. Но и это уже
немало. Самая большая опасность сегодня — сдать позиции, те моральные позиции,
которые многие из нас решительно заняли во время войны и сразу после нее. Предыдущая Следующая
|