Предыдущая Следующая
Конечно, сегодня мы еще далеки от настоящего анализа и
можем говорить об анализе только по сравнению с примитивным синтезом массовой
кинопродукции.
Пока что мы еще занимаем, скорее, «аналитическую
позицию», но уже в этом заложено неудержимое стремление к реальности: желание
достигнуть взаимопонимания, солидарности, участия — одним словом, человеческого
сосуществования.
Из всего сказанного явствует: неореализм понял, что
кино — в отличие от того, что было до войны, — должно рассказывать без всякого
вмешательства фантазии о самых мелких фактах, стремиться раскрыть все гуманное,
исторически обоснованное, существенное, устойчивое, что в них кроется.
В сущности, речь сегодня идет не о том, чтобы пытаться
превращать в «действительность» (стараться придать ему вид настоящего,
жизненного) придуманное, а о том, чтобы придать максимальную выразительность и
значение подлинным фактам, каковы они в действительности, заставить их говорить
самих за себя. Ибо жизнь не такова, какой ее выдумывают в «историях», она
совсем иная. И чтобы познать ее, нужно тщательное и непрерывное изучение, нужно
— произнесем наконец это слово — терпение.
Здесь я считаю необходимым уточнить и другую свою
точку зрения.
На мой взгляд, дела на свете идут плохо оттого, что
люди не знают действительности. Самая правильная позиция для человека сегодня —
это почувствовать себя обязанным как можно глубже познать реальность.
Поэтому в нашу эпоху мы больше всего нуждаемся в
«социальном внимании».
Во внимании к тому, что существует, внимании непосредственном, а не через более или
менее иносказательные притчи. Голодного, униженного нужно показывать с его
именем и фамилией, а не рассказывать выдуманную историю о голодном, ибо это
совсем другое дело, менее действенное, менее нравственное.
Ведь истинная задача кино не в том, чтобы рассказывать
сказки. Выражение требований своего времени всегда было истинной задачей всех
видов искусства, и кино нужно призвать выполнять именно эту задачу. Предыдущая Следующая
|