Предыдущая Следующая
А вы — так.
Пролетает самолет... самолет пролетает снова... еще
раз пролетает самолет».
И это верно. Но мы еще ушли очень недалеко.
Недостаточно заставить самолет пролететь трижды — нужно заставить его пролететь
двадцать раз подряд.
Какие следствия — повествовательные, творческие и
моральные — влечет это характерное для неореализма осознание действительности?
1) Раньше на экране из одного события вырастало
другое, потом — еще одно, потом — еще и так далее: каждая сцена придумывалась и
создавалась так, чтобы сразу же можно было перейти к следующей (естественное
следствие того неверия в «факты», о котором я уже говорил). Теперь, создавая
сцену, мы чувствуем необходимость «задержаться» на ней, ибо знаем, что она
содержит в себе все возможности находить самый широкий отклик и передать все,
что мы захотим.
Сегодня мы уверенно можем сказать: дайте нам любой
факт — и мы, до конца исследовав его, сумеем сделать из него кинозрелище. Итак,
«центробежная» сила, являющаяся(как с технической точки зрения, так и с
нравственной) главной характерной чертой кино, превратилась в
«центростремительную»: другими словами, если раньше тему не развивали и как
таковую и в ее реальном значении, то теперь неореализм стремится все подчинить
основной теме.
2) Раньше кино всегда показывало жизнь поверхностно,
лишь в обманчиво яркие моменты, и фильм, в сущности, представлял серию более
или менее удачно подобранных событий,
происходящих именно в
такие моменты.
Неореализм же утверждает, что в каждом из событий,
более того, в каждом отдельном моменте достаточно материала для целого фильма.
То есть кино, которое раньше говорило неясными
намеками, было схематичным, теперь стремится к анализу. Или, скорее, к синтезу
в ходе анализа.
Приведем пример. Раньше приключения двух человеческих
существ, ищущих крова, мыслились только как отправной момент (внешняя сторона,
действие), от которого сразу же переходили к чему-нибудь другому. Теперь же
можно утверждать, что такой заурядный факт, как поиски жилья, мог бы стать
темой целого фильма, разумеется в том случае, если этот факт будет
рассматриваться со всех сторон, вместе со всем, что с ним связано и что он
влечет за собой. Предыдущая Следующая
|