Предыдущая Следующая
—
В чем же предмет
реалистического фильма, который вы противопоставляете обычному
«развлекательному» фильму?
—
Живым предметом
реалистического фильма является не история, не рассказ, а «мир». У
него нет заготовленных заранее положений, они складываются
сами
собой. Лишнего и рассчитанного на зрелищный эффект он не выносит, напротив,
отвергает все это и прямо стремится к сути. Он не задерживается на поверхности,
но ищет более сокровенные струны души. Он отвергает приманки и готовые рецепты,
раскрывает те пробуждения, которые внутри у каждого из нас.
— В чем еще,
по-вашему, особенности реалистического фильма?
— Если коротко, то это фильм, который задается
вопросами и другим задает вопросы. Одна американская газета, нападая на мое
«Чудо», писала: «Поскольку кино — это развлечение (entertainment), оно не должно поднимать проблем». А вот что такое
реалистический фильм для нас — это фильм, который хочет заставить думать.
Именно эта задача встала перед нами в послевоенное
время; никто из нас даже и не пытался делать то, что называется
«развлекательным» кино. Нас занимали поиски истины, ее соотнесение с
действительностью. Для первых итальянских режиссеров, называемых неореалистами,
это было самым настоящим проявлением мужества — уж этого-то никто не может
отрицать. Позднее вслед за теми, кого можно было бы назвать новаторами, пришли
популяризаторы, роль которых, быть может, еще важнее: они повсюду и даже с еще
большей ясностью распространяли неореализм. Им ведь не приходилось ничего
ломать и, вероятно, удавалось лучше выразить свои намерения; благодаря им
сочувствие неореализму стало шире. Потом же, как это неизбежно бывает, пошли
уже искажения и отклонения. Но к этому времени добрую часть своего пути
неореализм уже прошел.
—
Как вам кажется,
оставались ли вы верны сформулированному
вами сейчас представлению о реализме
во всех своих фильмах? Предыдущая Следующая
|