Предыдущая Следующая
Также и в
этом случае надо учиться у Чаплина.
Таковы слабости фильма: рядом с искренним
вдохновением, с которым показаны достаточно правдоподобно, хотя и с некоторым
скатыванием в манерность, условия жизни городского «субпролетариата», где
странности бедняков возможны и реальны, то есть рядом с «человеческой комедией»
(мы можем ее так назвать), — сатирическая сказка, целиком интеллектуальная и
литературная, полная умных находок, острот, порой дешевых, порой точно бьющих в
цель, но и чистой развлекательности, которая иногда, как в сцене с превращением
статуи в балерину, просто грешит против хорошего вкуса. И в то время как,
скажем, ценная, убедительная часть фильма
достигает точного ритма, гармоничного монтажа, выразительного и ровного
актерского исполнения, соответствующей операторской манеры, когда все сливается
в замечательное единство, позволяющее проникнуть в фантастический в своей
правдивости мир этих несчастных, в душу каждого из них (ибо персонажи очерчены
все очень точно — их физические недостатки, их пороки и злоба, такие же наивные
и чуть ли не трогательные, как и их доброта), — другая часть фильма, назовем ее
«чудесной» и сатирической, уступает также и по форме: она лишена искрометного
ритма, острого и умного монтажа, стилизованной актерской игры, и, несмотря на голубя,
атлетических ангелов, дух тетушки Лолотты, заколдованные тюремные фургоны и
летающие метлы, ей не удается ни стать сказкой, ни достигнуть легкости. Может
быть, именно потому, что она вся придуманная, «из головы» и в ней нет поэта,
который оживил бы, воплотил придуманное в образы, проникнутые живительным
дыханием искусства. Насколько больше деликатной тонкости, сказочности —
приведем лишь один, но такой яркий пример! — в кадрах, где Тото, стоя на
коленях, надевает новую туфельку на ногу Эдвидже, опершейся на ящик! Обычное
изображение, вполне реальное, но сколько в нем поэтических ассоциаций и
чувства. Это всего один момент — иллюзия сразу же рассеивается, ибо в этом
обществе нет места для столь чистых и простых душ и сказка о Золушке всего лишь
сказка. Образы, изображение полны этой печалью, этим недостижимым стремлением к
добру, этой горечью, которая и есть поэтическая сущность фильма. Предыдущая Следующая
|