Предыдущая Следующая
«Чудо в Милане» появилось в своеобразный момент
итальянской жизни и в известном смысле является также характерным его
проявлением.
Художественная сущность фильма уже не во взволнованном
открытии условий человеческого существования, как в «Шуша» или «Похитителях
велосипедов», возникает не как результат озарения перед лицом действительности,
показ которой уже сам по себе требует от художника оценки и стремления изменить
ее, а в результате уныния, которое, чтобы
не впасть в
самый горький пессимизм, цепляется за тщетную надежду чуда.
Среди фильмов Де Сика и Дзаваттини этот самый печальный, проникнутый отчаянием.
Такую веру в жизнь, пожалуй, можно уподобить
насвистывающему самоубийце. Но именно здесь-то и таится художественная сущность
фильма, выражающая весьма распространенное настроение, вполне понятную
растерянность перед «замороженной» духовной атмосферой, которая кажется
тупиком.
Идеологические и полемические мотивы не сливаются
воедино с этой художественной сущностью: они остаются отвлеченными
интеллектуалистскими противоречиями, вспышками недовольства, которые было бы
неправильно пытаться рассматривать в рациональном, органическом плане. Самое
большее, они представляют собой ответную реакцию, настроения, враждебные
обществу, зиждущемуся на низких, эгоистических интересах; реакцию и настроения,
которые по своей чисто интеллектуальной природе проявляются в тоне карикатуры и
сатиры, не поднимаясь до уровня подлинной высокой художественности.
Между миром бедняков (в который уходит своими корнями
поэзия фильма и который наиболее взволнованно и ярко показан в сцене похорон
тетушки Лолотты; в той сцене, где Тото дарит свой чемоданчик несчастному,
укравшему его у Тото только «потому, что он ему нравится»; в сцене, где
бездомные греются в луче солнца, или сценах любви Тото и Эдвидже) и миром
богачей нет диалектической связи, ибо невозможны синтез и единство между двумя
«душами» фильма ни в плане реальности, ни в плане сказки. Предыдущая Следующая
|