Предыдущая Следующая
«Солнце еще всходит» Вергано, «Трагическая охота» Де
Сантиса, «Заблудшая молодежь» Джерми и даже «Трудные годы» Дзампы, если и не
показывают народ как главное действующее лицо, занимают критическую позицию по
отношению к коррупции буржуазного общества, его трусливому конформизму и
вырождению.
Неореализм и
различные стили
Теперь неореализм начинает приобретать оттенки в
зависимости от темперамента того или иного режиссера, приобретать сатирические
акценты, идти в различных направлениях в поисках определенного стиля, который
каждый режиссер выбирает в соответствии со своей личностью. Попытки таких
режиссеров, как Блазетти и Камерини, включиться в это движение, остаются бесплодными.
Блазетти после холодного и риторического «Одного дня жизни» вернется к своей
старой любви, к «историческим фильмам-колоссам», и подарит нам «Фабиолу»,
которая заставит с сожалением вспоминать «Кабирию» Пастроне и «Камо грядеши?»4
Гуаццони, куда более искренние и живые, ибо были выражением мира, где наивная
риторика темы Древнего Рима все же имела некоторую привлекательность и мотивы.
Также и Камерини не больше повезло с «Анонимными письмами» — фильмом известного
мастерства, но абсолютно холодным, лишенным всякой внутренней взволнованности.
Дзаваттини и
неореализм
Имя, которое не может быть не названо даже при самом
беглом обзоре неореализма, — это Дзаваттини, который внес в него вклад,
несомненно, не меньший, чем вклад лучших его режиссеров, развив это направление
в плане углубленного исследования повседневной действительности; это
исследование не хроника, а раскрытие важного значения и моральной ценности,
таящихся в самых мелких явлениях жизни, призыв, напоминание человеку о его
ответственности — всегда и в любой момент. Дзаваттини, как он сам писал,
почувствовал дух нового послевоенного итальянского кино, который «помог, как
ничто другое, раз и навсегда ясно раскрыть социальную роль этого вида
искусства»; кино «суждено идти в ногу с временем, рассказывая о том, что
происходит в настоящий момент, а не вообще происходит, ибо настоящее,
актуальное обнаруживают истинную степень достоинства человека в смысле его непосредственной ответственности». Это
слова, произнесенные им год назад, и заканчивал Дзаваттини таким признанием и
призывом: «Это правда, что наши самые
знаменитые режиссеры увлекаются
в настоящий момент святыми,
сказками или притчами, но это не должно никого обманывать; это короткие
каникулы... Они сохраняют верность тому, что им помогла осознать война, и
итальянское кино действительно сделает все, чтобы показать нам реальную
продолжительность человеческого горя и повседневную жизнь человека... » Предыдущая Следующая
|