Что, может быть, и «Шуша» режиссера Де Сика создавался
под влиянием болезненного желания показать итальянских мальчишек мелкими
жуликами и воришками, соперничающими между собой из-за негров, которым они
чистят сапоги? А может быть, это все же одно из самых смелых и страстных
выступлений в защиту детей, страшное обвинение обществу, точнее сказать,
цивилизации, которая каждые двадцать лет развязывает все более ужасные войны,
причем значительная часть приносимых ими бед и лишений ложится на безвинных и
беззащитных детей? Обвинение бесчеловечных тюремных систем, которые лишь множат
зло?
Обвинение исходит от тех, кто умеет понять подростков,
от того, кто даже в их проступках, спровоцированных взрослыми (горе тому, кто
подвергнет искусу детей!), умеет найти поэзию и невинную чистоту.
Фильм Де Сика, возможно, не обладает такой силой, как
фильмы Росселлини, но в нем есть горячее человеческое участие, самое заботливое
и глубокое понимание драмы его персонажей. Душа его играет на других струнах,
но духовная позиция перед лицом горестной послевоенной действительности такая
же, как у Росселлини; одинаковы и мотивы, заставившие режиссера показать эту
действительность.
Грубая жестокость, которая в течение стольких лет
обагряла кровью нашу страну и свидетелями которой были дети и подростки, сперва
испуганные, а потом почти к ней привыкшие, словно это было естественными
условиями жизни, ужасающе проявляется в финале фильма, где один из героев
убивает своего приятеля ударами ремня.
Также и «Шуша», в его душевном смятении, волнении, не
был свободен от недостатков, «грамматических ошибок», в нем не было того
добротного мастерства, что, например, в «Терезе-Пятнице» того же Де Сика, но
также и здесь — и это уместно подчеркнуть — нужны были новые мехи для нового
вина.
Политическое
значение неореализма
Фильмы Росселлини и Де Сика не могут быть названы
политическими, идеологическими в программном смысле: моральная позиция вытекала
из самого показа действительности. Быть может, смотреть на эту
действительность, осознавать ее уже в известном смысле значило занимать
определенную политическую позицию, точно так же как и скрывать ее или лицемерно
искажать. Впрочем, все те, кто прошел путь неореализма, даже если и не служили
какой-нибудь партии, внесли свой весомый вклад в идею социального обновления.
Предыдущая Следующая