Предыдущая Следующая
Но рассмотрим более внимательно чисто технические и
зрительские аспекты этой проблемы. Некоторые прокатчики, услышав, что я
собираюсь снимать в наши дни фильм о Сопротивлении, сразу скривились. «Зрители
устали от военных фильмов!» Оставляя в стороне уже приведенные примеры —
американские фильмы об участии в войне Соединенных Штатов, а также ленты о
Сопротивлении в других европейских странах, — следует заметить, что Сопротивление
отнюдь не является темой, которую надо обязательно рассматривать в привычном
свете приключенческого повествования — со стрельбой, неожиданными поворотами
сюжета, расстрелами, сценами пыток и тому подобным. Сопротивление было
коллективным опытом миллионов мужчин и женщин, оно явилось кризисом отдельных
индивидуумов и целых социальных слоев, оно было тяжким испытанием, которое,
хотя и в различной степени, по-разному, охватило всю нацию и привело ее к
общему пересмотру своих исторических позиций и положения. Оно показало
неизбежность новых отношений между людьми и рождения нового общества.
Первая мировая война способствовала появлению не
только сотен приключенческих лент, но и таких произведений, как «Западный
фронт, 1918»5, а позднее — «Великая иллюзия». То была война, которая обрушилась
на человечество, поглотив и раздавив отдельные индивидуумы, дав начало
ужасному, неразрешимому кризису. Пережив опыт второй мировой войны, итальянцы
обрели новые надежды; в борьбе за освобождение они увидели конец злосчастного
периода своей истории и начало, основу длительного мира. Поэтому сделать фильм
о Сопротивлении означает — если суметь придать слову «Сопротивление» то широкое
значение, которое следует ему давать — сделать фильм исторический. Исторический фильм, несмотря на оргию
«костюмных» фильмов в ранний и последующие периоды истории итальянского кино, —
это именно тот жанр, которого нам не хватает. Сейчас много говорят о
необходимости углубления итальянского киноискусства после первых открытий
неореализма. Так вот же путь к углублению нашего кино! Обратимся к нашей
истории, недавней и прошлой, помимо нашего настоящего, исследуем нашу природу,
наше общество, наши нравы, переживаемые нами кризисы — и мы раскроем для самого
широкого зрителя, который до сих пор не имел возможности учиться или получил в
школе извращенные сведения по истории, вместо знания — олеографические
картинки, глубокий смысл событий нашей национальной истории. Продолжим путь — в
числе других возможных путей развития нашего кино — фильма «1860». Поищем в
истории последнего тридцатилетия (именно к этому призывал некоторое время назад
на страницах нашего журнала Ренцо Ренци6) факты, мотивы и персонажи для точного
понимания и драматического истолкования обрушившихся на нас событий, для
проницательной и новой иллюстрации жизни итальянского общества в период между
двумя войнами. И продолжим с новыми силами также развитие темы Сопротивления.
Поистине достойно сожаления, что период Рисорджименто и еще так мало известные
события борьбы и страданий последнего тридцатилетия не оказали на наше кино
того глубокого влияния, которое история и определенные традиции оказывают в
других странах на их киноискусство. В лучших американских фильмах полно
положительных примеров в этом смысле, а советское киноискусство завоевало славу
во всем мире благодаря тем суждениям и оценкам, которые оно сумело выразить в
отношении русского общества и истории русского народа. Как жаль, что даже
совсем недавно в Италии была упущена еще одна благоприятная возможность
экранизации режиссером Лукино Висконти прекрасного романа Васко Пратолини
«Повесть о бедных влюбленных»7, действие которого происходит во Флоренции в
первые годы фашизма. Предыдущая Следующая
|