Предыдущая Следующая
Перевод Г.
Богемского
Темы,
которые надо вновь обрести: Сопротивление и история
Помню, как в 1945 году, в Милане, когда мы снимали
«Солнце еще всходит», некоторые удивлялись нашей смелости и нашему оптимизму.
«Да неужели? — говорили нам. — Еще один фильм о Сопротивлении? Да разве
кого-нибудь еще интересуют новые фильмы на эту тему?» Словно подобных фильмов
было уже снято с целую сотню.
Ведь тогда вышел только «Рим — открытый город», а
впоследствии были выпущены «Пайза», «Два анонимных письма»1, «Один день в
жизни», «О, мое солнце»2. Конечно, фильм Вергано, как и все итальянские фильмы
тех месяцев, был встречен сначала с некоторым равнодушием. Однако на
сегодняшний день этот фильм, обошедшийся в тридцать миллионов, принес
продюсерам чистых шестьдесят миллионов лир. Необходимо открыто признать, что
мы, итальянцы, несколько перебарщиваем с нашим страхом перед риторикой.
Наверное, это оттого, что мы ее хватили лишку во время двадцати лет фашизма, но
мне кажется, что сегодня не следует себя связывать по рукам и ногам только
из-за того, что фашизм заставил нас в течение стольких лет восседать на
комических, рассыпающихся в прах тронах из песка.
Когда зрители ломятся в кинотеатры, чтобы посмотреть
американские фильмы о войне, и люди выходят, насвистывая гимн морских
пехотинцев (смотри «Иводзиму»3), и когда мальчишки в восторге аплодируют
норвежским партизанам, «нашим» в фильме «Знамя еще реет»4, тогда только
остается сказать, что это у нас уже даже не страх перед риторикой, а
самокастрация. Мы приветствуем фильмы, показывающие усилия и героизм
демократических народов в борьбе против нацизма: нам они куда больше нравятся,
чем фильмы с гангстерами. Но почему же должны оставаться в стороне именно мы,
итальянцы, которые, как это все говорят, породили самое организованное в Европе
движение Сопротивления?
Думаю, с этим, наверное, согласятся и те, кто сегодня
ведет полемику против нового итальянского кино, видя в нем слишком откровенную
и горькую иллюстрацию действительности нашей страны. Не хочу здесь углубляться
в этот вопрос, хотя, естественно, я с ними не согласен. Но разве Сопротивление
не следует рассматривать именно как самый позитивный аспект нашей национальной
жизни? Разве не благодаря Сопротивлению и участию в войне частей итальянской
армии наша страна обрела достойные условия существования среди демократических
народов? Разве не благодаря Сопротивлению наши дипломатические и внешнеторговые
отношения, а следовательно, и наши материальные условия жизни лучше, чем эти
отношения и условия жизни в Германии и Японии? Предыдущая Следующая
|