Предыдущая Следующая
К 30 января
1924 года первый экземпляр кинофильма о похоронах В. И. Ленина был готов. В
него вошли кадры, снятые всеми операторами,— в зале, на улицах, на площадях и
т. д. В газете «Правда» от 2 февраля 1924 года была помещена информация о том,
что 30 января 1924 года Правительственной комиссией был просмотрен «кинофильм о
похоронах Владимира Ильича Ленина».
Все копии
этого фильма печатались с оригинала негатива в той же кинолаборатории 1-й
Госкинофабрики, так как в то время у нас не было ни копировальной фабрики для
массовой печати, ни лавандовой пленки для размножения копий негатива.
С тех пор
прошло много лет, но траурные дни эти незабвенны. И в том, что для многих
поколений сохранены документальные кадры прощания народа с
В. И. Лениным, заслуга многих
кинематографистов, принимавших в те годы участие в создании этого фильма. Мне и
хотелось воздать должное, упомянув каждого, кто вместе со мной принимал участие
в съемках в Колонном зале, определить долю каждого. Сейчас, по прошествии
времени, об этом идут разные толки. Я привожу факты.
Кадрам этим
суждена вечная жизнь. Они воскрешают в народной памяти траурные дни прощания с
Владимиром Ильичем Лениным.
Ленинская
политика партии по отношению к кинематографу как «важнейшему из искусств» уже в
1924 году дала весьма ощутимые результаты. Начался интенсивный ремонт
киностудий, в частности 3-й Госкинофабрики (бывш. Ермольева), которая
обслуживала производственную контору Госкино. Возникают фирмы, производственные
отделы и другие киноорганизации в Ленинграде, Киеве, Ростове-на-Дону, Ялте и в
других городах.
Фирма «Русь»
была преобразована в киноорганизацию с хозяйственной автономией —
«Межрабпом-Русь», во главе которой стоял талантливый организатор советского
кинопроизводства М. Алейников. В «Межрабпом-Русь» начал постановку прекрасного
фильма «Аэлита» по сценарию А. Толстого и А. Файко, вернувшийся из-за границы
Я. Протазанов. Все мы встретили его с большой и неподдельной радостью как
признанного мастера русского кинематографа. В перерывах между напряженными
съемками мне иногда удавалось встречаться с ним, продолжая давнюю дискуссию о
«киномастере». Я. Протазанов непоколебимо стоял на своих позициях, развивая
дореволюционные традиции. Но к моим аргументам прислушивался внимательно, не
отвергая их с порога. Предыдущая Следующая
|