Предыдущая Следующая
Я был
направлен на работу в 15-ю Отдельную стрелковую бригаду войск внутренней охраны
республики на должность заведующего Драматической студией. Так начался для меня
период возвращения в театральное искусство, продлившийся почти три года.
Одновременно я pa6oj тал ответственным руководителем Театра политической
оперетты художественного подотдела МОНО (Московского отдела народного
образования).
В те дни,
опять-таки по инициативе Луначарского, был создан Масткомдрам (Мастерская
коммунистической драматургии), председателем художественного совета стал сам
Анатолий Васильевич, а заместителем председателя и ответственным руководителем
мастерской по предложению наркома был назначен Дмитрий Николаевич Бассалыго,
отозванный с партийной работы. О работе Масткомдрама, столько сделавшего для
становления пролетарского, революционного репертуара на нашем театре, блестяще
рассказал в книге «Былое перед глазами» Игорь Нежный, так что мне остается
добавить немногое.
В
художественный совет Масткомдрама входили Вс. Мейерхольд, В. Бебутов,
А. Разумный, П.Ивановский, И. Зубцов, В.
Язвицкий. Иногда на его заседаниях присутствовала Надежда Константиновна
Крупская, внимательно и доброжелательно следившая за делами Масткомдрама.
В
Масткомдраме шли поиски новых форм работы над революционной пьесой, в которой
так нуждались тогда театры. Замысел драматурга активно дополняли режиссер,
художник, актер — словом, каждый член творческого коллектива. Работа эта велась
на всех этапах, начиная с читки пьесы и кончая репетиционным периодом на сцене.
Затем пьеса в сценическом варианте показывалась на площадке художественному
совету и Главполитпросвету, после чего ей открывалась дорога в театры страны.
В
Масткомдраме одновременно работало несколько групп во главе с режиссерами Д.
Бассалыго, П. Ивановским, Л. Прозоровским, Д. Толбузиным, А. Дорошевичем и
другими. Мой коллектив работал над «Бабами» М. Неверова и «Красным галстуком»
В. Язвицкого. Помню, каким огромным успехом пользовался «Красный галстук» —
пьеса в стихах, с элементами мелодрамы, но преисполненная пафоса революции.
Образ Матери решался драматургом в символически- обобщенном ключе. Она проходит
через многие мытарства в поисках своего Сына, который запомнился ей мальчиком в
серой курточке и с красным галстуком. Ей выпадет на долю безмерное горе'—
получена ложная весть о том, что ее Сын — провокатор и повешен революционерами,
что он изменил заветам Отца — бесстрашного революционера, замученного царскими
палачами. Но правда побеждает, и Сын — борец за свободу — возвращается к Матери
прямо с поля боя. Завершался спектакль своего рода апофеозом, в центре которого
был пламенный, патетический монолог Матери о красоте революции. Предыдущая Следующая
|