Предыдущая Следующая
Стоп-кадр
Несложный
прием, который используется чаще всего для достижения комедийного или
магического эффекта. Свое название прием получил, потому что для его
осуществления требуется остановка камеры на середине будущего плана, и
режиссеру приходится говорить "стоп!" как бы не вовремя. А для
зрителя такой кадр после монтажа будет проходить без видимой остановки. В
комедиях Леонида Гайдая этот прием можно встретить очень часто. Был Иван
Васильевич, который меняет профессию, в кадре, да вдруг - бах! - исчез. Как это
делается? Вам нужно, чтобы герой неожиданно, как бы по волшебству появился на
экране. Выбирается кадр по фону и композиции. Камера жестко закрепляется на
штативе, чтобы она не сдвинулась после остановки и во время приготовления к
съемке второй половины плана (рис. 109). Первый кадр снимается без героя с
нужной вам длительностью. Затем следует команда режиссера: "Стоп!",
камера останавливается, и артист спокойно входит в кадр, принимает нужное в
соответствии с заданием положение и кадре. А действовать он начинает по команде
"Мотор!". Таким образом, стоп- кадр снят, осталось его смонтировать.
Для чистого монтажа необходимо подрезать конец первого кадра и начало второго,
а затем склеить. Эффект неожиданного появления достигнут. Можно стоп-кадр
сделать с плавным появлением героя. Тогда придется обратиться к помощи
компьютера или провести съемку из наплыва в наплыв. Первый кадр снять с помощью
специальной камеры с затемнением на конце, скажем, в 35 кадриков. А второй, в
котором персонаж уже занял свое положение, снять из затемнения длиной тоже в 35
кадриков, но предварительно отмотать пленку на те, же 35 кадриков назад.
Получится, что экспозиция по фону не изменилась, а фигура плавно (за полторы
секунды) проявилась на экране. При использовании этого приема необходимо знать
еще одну тонкость. Площадь кадра, занимаемая появляющимся или исчезающим
объектом, ни в коем случае не должна превышать одной четверти площади кадра.
Иначе зритель не заметит появления персонажа, а сочтет вторую половину кадра
совершенно новым кадром (эффекта неожиданности не будет). Например, если занять
половину кадра средним планом человека в центре, отсутствие нужного результата
можно гарантировать, что и случилось с автором этих строк на первых шагах в
кино. Однако следует помнить, что слишком мелкий масштаб, особенно
появляющегося предмета, тоже способен лишить прием эффекта. Предыдущая Следующая
|