Предыдущая Следующая
Часть 17.
Виды монтажа
Перебивка
Перебивкой
называется отдельный кадр, который не содержит в себе объектов, запечатленных в
соседних кадрах (в предыдущем и последующем). Для кинематографистов и
телевизионных работников термин "перебивка" - почти магическое слово,
почти волшебный термин. Кажется, что его знают не только школьники первых
классов, но и продвинутые дошколята. Кадр-перебивка используется в монтажной
последовательности для того, чтобы перекрыть разрыв естественного течения
времени при съемке какого- либо события: как бы перебить непрерывность
действия, но сделать это незаметно для зрителя, создавая иллюзию неразрывного,
естественного развития сцены. Одна из главных задач режиссуры в экранном
творчестве - это концентрация в ограниченном экранном времени наибольшего
количества информации путем отбора наиболее ярких, выразительных моментов жизни
и исключения второстепенных. Перебивка помогает выполнить эту задачу элегантно,
незаметно, без потерь художественных качеств. Обратимся к простейшему примеру.
Телевизионная группа приехала к знаменитому академику-экономисту, чтобы снять
интервью, которое в передаче займет всего 3 минуты. Поставлен свет, включена
камера, задан первый вопрос. Съемка вопросов и ответов заняла 15 минут чистого
времени. Причем снимали все время, только академика (взгляды которого весьма
интересны и оригинальны), но из записанных 15 минут требуется оставить всего 3.
Монтажер под руководством режиссера отбирает, вырезает и на прямой склейке
складывает лучшие куски интервью. Получилось 3 минуты и 10 секунд. Задача
выполнена. Смотрим на экран: кош-ма-ар! За время рассказа уважаемый академик
семь раз дернулся, словно на электрическом стуле. А текст говорил гладко.
Чудеса да и только! В 80-е годы интервью в таком виде и вышло бы на экран, но
не в наше время. На рубеже столетий кое-кто уже подучился и такого не
допускает, да и магическая электроника позволяет творить чудеса: на стык
кадров, когда герой изменил позу или наклон головы, поднял руку и т. п.,
вставляют вспышку белого экрана и - в эфир. Таким образом "умные
головы" заставили академика и зрителя поменяться местами: теперь зритель
дергается при каждой вспышке на экране - его на мгновение ослепляют ярким белым
экраном, как взорвавшимся магнием, заставляя невольно закрывать глаза. В
результате зритель не видит, как академик меняет позу. "Блистательная"
находка неучей! Полвека назад Лев Кулешов, великий педагог, режиссер и теоретик
кино, выпустил прекрасный учебник "Основы кинорежиссуры", в котором
все просто и ясно написал про перебивку (пример с часами). Это азы
профессионального мастерства в экранном творчестве. Давайте повторим урок! Что
же нужно было сделать незадачливым телевизионщикам при съемке академика? Всего
лишь то, что делают другие, уважающие себя истинные профессионалы: снять
перебивки! Например, в посвященной экономическим проблемам передаче, которая в
основном состояла из беседы журналиста с академиком Ю. Львовым, режиссер и
оператор сняли и самого журналиста, который молча, слушал ученого. Эти кадры
они вставили между кадрами с прямой речью академика, когда потребовалось
смонтировать куски после того, как были исключены оговорки или не относящиеся к
делу слова. Схематично это изображено на рис. 105. Что достигнуто с помощью
перебивки? Ученый, ответив на поставленный вопрос, решил посоветоваться с
журналистом (в это время он глубоко сидел в кресле), затем он снова заговорил,
но при этом изменил позу, облокотившись на стол. Монтажер сначала вырезал и
смонтировал текст, а потом по длине фонограммы подрезал конец первого кадра с
ученым и начало второго, а в пропуск вставил кадр слушающего журналиста. В
результате на экране получился гладкий рассказ умного человека, которого
внимательно слушает собеседник. А зрителю был обеспечен комфорт восприятия, он
даже не догадался, что из речи академика были вырезаны какие-то куски.
Перебивка - простой и распространенный прием. В игровом кино и в мультипликации
ею пользуются очень часто. Суть приема состоит в переносе взгляда зрителя с
одного объекта на другой, как у фокусника: пока сидящий у экрана рассматривает
на крупном плане, что делает "левая рука", "правая рука" в
этот момент за рамкой кадра избавляется от шарика, пряча его в карман. Потом в
монтаже снова ставится кадр с "правой рукой", но шарика в ней уже
нет. Допустим вам необходимо снять такую сцену: пациент пришел в поликлинику
сделать укол, а медицинская сестра в него влюблена и хочет ему понравиться. Для
этого ей необходимо как можно дольше удерживать молодого человека в кабинете,
показывая себя со всех сторон. При такой съемке главное - не нарушить принцип
ориентации в пространстве. Кадроплан может быть следующим: Предыдущая Следующая
|