Предыдущая Следующая
Часть 14.
Множественная
композиция Поликадр
Эпоха
деления экранного творчества на специфические виды: кино, видео или телевидение
- кончилась! Появление в магазинах бытовых установок домашнего электронного
кино и внедрение телевидения высокой четкости растерло в пыль различия между
ними. И как бы ни старались оголтелые патриоты той или другой разновидности
массовой экранной коммуникации доказать свою исключительность или обособленность
друг от друга, им это уже не удастся сделать - их творчество подчиняется единым
закономерностям природы общения со зрителем посредством экрана.
Стереофонический звук и большой, до двух метров по диагонали, экран позволили
принести в дом всю силу воз действия эффектов современного кино. А это значит,
что и телевидение обладает теми же возможностями, нужно только уметь ими
пользоваться. Сегодня на телевидении в заставках, в новостях, на видео в
рекламных и песенных клипах зрителю постоянно предлагаются кадры с
множественным изображением. Некоторые по незнанию называют такие кадры
"мультипланами" или "мультикадрами". Но у них есть точное
название,
появившееся и утвердившееся в кино в 60-е годы: поликомпозиция, множественная
композиция или поликадр. Оказывается, весь опыт кинематографа и знания
тридцатилетней давности сегодня вызваны жизнью к действию. Приставка
"поли" пришла в русский язык из греческого. "Поли" на языке
эллинов означает "полюс", "весьма", "намного",
"самый", "очень" и в отдельных случаях передаст значение
множественности. Но в русской словесности окончательно приобрела смысловой
оттенок множественности, и мы по-другому ее не воспринимаем. По- английски
кадр, сложенный из нескольких изобразительных кусков, называется "multiple
shot" - составной, сложенный из частей, множественный кадр. А читается,
как "малтипл шот", но совсем не - "мультиплан". Долгое
время развитие и массовое применение поликадров на телевидении сдерживалось
малыми размерами экрана и недостаточной четкостью изображения, хотя электронная
технология позволяла пользоваться этим выразительным средством уже давно. Автор
данной статьи, ваш покорный слуга, сделал седьмой по счету в Советском Союзе
полиэкранный фильм в 1963 году а первый поликадр в русском кино появился аж в 1915
в фильме Якова Протазанова "Драма на даче". А теперь возьмемся за
дело! Поликадр пробный камень, на котором проверяется профессионализм
режиссера. Предыдущая Следующая
|