Предыдущая Следующая
1. Направления движущихся масс в соседних
кадрах должны совпадать или иметь близкие векторные значения.
2. При монтаже кадра с полностью статичным
изображением с кадром, в котором имеется движущаяся масса, эта масса должна
занимать менее одной трети площади всего изображения.
3. Скорость движения масс в смежных кадрах
должна полностью совпадать или быть достаточно близкой, т. е. темп движения в
одном кадре не должен отличаться от темпа движения в следующем.
Выполнение
этих условий позволяет чрезвычайно эффектно монтировать, соединять между собой
кадры с движением - не только те, которые являются продолжением один другого по
своему действию в какой-то сцене, но, что не менее замечательно, монтировать по
движению кадры совсем не связанные сюжетом, а только мыслью автора. Иногда
режиссеры и монтажеры пользуются инерционным свойством нашего зрения, чтобы
соединить совершенно разные по содержанию кадры. Например, можно смонтировать
подряд план несущегося поезда, план стремительно движущегося в ту же сторону
автомобиля, кадр с героем, скачущим на коне в том же направлении, план пролетающего
самолета и план бегущего по полю или по лесу того же персонажа. Для зрителя все
пять кадров, снятые панорамой сопровождения, превратятся, благодаря совпадению
движения фонов, в единый кусок развития действия и будут им восприняты легко,
словно на одном дыхании. Но вместе с тем последовательный монтаж этих кадров
донесет до зрителя мысль о том, что герой долго и настойчиво добирался к своей
цели. Здесь нужно только оговорить еще одно обстоятельство, предусмотренное
этим принципом: движущаяся на экране масса должна из плана в план занимать
примерно равные площади кадра. Можно воспользоваться данным принципом иначе и
более элегантно. Снять движение разных объектов в одном направлении в статичных
кадрах и смонтировать их так, чтобы движение одного объекта как бы продолжало,
или даже частично повторяло движение другого - в следующем плане. Но нужно
помнить о том, что площадь, занятая в соседних кадрах движением, должна быть
примерно одинаковой. Обычно такое монтажное решение очень эффектно смотрится на
экране. Несколько подобных примеров можно найти в фильме Ю. Озерова "О,
спорт, ты - мир!" про Олимпиаду в Москве. Монтаж "движения" с
"движением" широко используется в рекламных клипах. Все десять
принципов составляют всего лишь азы профессионального мастерства режиссеров,
операторов и монтажеров в их экранном творчестве. Но без знания этих принципов
невозможно грамотно и достойно осуществить ни одну съемку в кино или на
телевидении. Дальше вам будет предложен краткий рассказ о том, как же вести
повествование пластическими образами, как излагать содержание
последовательностью кадров. Предыдущая Следующая
|